Примерное время чтения: 5 минут
147

Право знать. С какими проблемами кировчане сталкиваются в сфере медицины

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. №27 01/07/2015
Елена Курбатова / АиФ

Прокатившаяся по стране волна самоубийств онкобольных, связанная с трудностями в получении обезболивающих препаратов, наш регион миновала. По словам врио территориального органа Росздравнадзора по Кировской области Светланы Юферевой, заявлений на эту тему от кировчан – ни письменных, ни устных, за последние 1,5 года не поступало.

И, несмотря на упрощённый порядок выписки наркотических средств – теперь это может делать лечащий врач, а в отдельных случаях и фельдшер, - такой возможностью никто так и не воспользовался. Обезболивающие по-прежнему назначает врачебная комиссия. Кстати, сейчас они выпускаются в виде пластырей, имеющих длительное наркотическое действие и более удобных для пациента.

Цены выросли

Елена Курбатова, АиФ: - Росздравнадзор проводит мониторинг цен на жизненно важные препараты. Как складывается ситуация у нас?

Светлана Юферева: - Этим занимается центральный аппарат федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Информация по поставщикам, оптовым и розничным ценам по трём ценовым категориям - до 50 рублей, от 50 до 500 рублей и свыше 500 рублей публикуется на сайте Росздравнадзора в разделе «Лекарственные средства» по всем округам РФ и по каждому региону. Ситуация с ценами складывается по-разному, но рост по сравнению с прошлым годом, конечно же, есть, хотя и небольшой. Сведения о стоимости лекарств вносят медицинские организации и аптечные сети. У нас нет полномочий проверять достоверность этих данных. Так что необходимо учитывать ещё и добросовестность респондентов.

Если говорить об ассортименте лекарств, входящих в список жизненно необходимых, то у нас не самый низкий показатель – 432 препарата. Он соответствует среднероссийскому.

Недостатка в ассортименте лекарст Кировская область пока не испытывает. Фото: Shutterstock.com

- А какова конечная цель мониторинга?

- На мой взгляд, чтобы выявить некие болевые точки. Например, есть регионы, где в аптеках имеется минимальный перечень жизненно необходимых препаратов.

- Какие нарушения чаще всего фиксируются в аптеках?

- На первом месте – не соблюдение условий хранения лекарственных препаратов, на втором - реализация лекарств с истёкшим сроком годности. А вот фальсифицированных лекарственных средств в нашем регионе не было выявлено ни 2014-м, ни в 2015-м году.

Хочу обратить внимание и на такой момент. Врач указывает в рецепте не торговое, а международное непатентованное название лекарства, например, не аспирин, а ацетилсалициловая кислота. В аптеке вам должны предложить данный препарат в разных ценовых категориях – от дешёвого до дорогого. Выбор - за покупателем. Правда, не все аптеки это соблюдают. Но есть интернет-ресурсы, на которых, введя международное непатентованное название лекарственного препарата, вы увидите полный список аналогов с указанием производителей и торговых наименований.

Интернет в помощь

- На что вам чаще всего жалуются?

- Всё очень индивидуально. Сказать однозначно, что лидируют обращения по какому-то конкретному вопросу, нельзя. Бывает, в одной жалобе затронуто несколько проблем. Часто люди просто говорят о наболевшем, к примеру, не о нарушении своих прав, а о не соблюдении медработниками профессиональной этики. Такие обращения мы направляем в департамент здравоохранения, если лечебное учреждение подведомственно ему. Хочу отметить, что граждане стали активнее обращаться к нам посредством интернета и составлять жалобы более грамотно с юридической точки зрения.

Часто пациенты говорят даже не о нарушении их прав. Фото: Shutterstock.com

- Что должно быть указано в жалобе, чтобы началась проверка медучреждения?

- Критерии проведения внеплановой проверки - причинение вреда здоровью, угроза жизни и здоровью пациента. Когда мы обращаемся в прокуратуру за согласованием организации такого контрольного мероприятия, нам, как правило, удаётся отстоять свою позицию. В этом году нам согласовали проведение двух проверок. В первом случае у заявителя скончалась супруга. Её после обследования в ЦРБ направили на консультацию в областную клиническую больницу. Женщину отправили домой, назначив повторную консультацию после курса лечения, но она умерла… Проверка показала: не был соблюдён порядок оказания медицинской помощи при остром нарушении мозгового кровообращения. Диагноз требовал госпитализации не только для его уточнения, но и для организации динамического наблюдения за состоянием больной. Юридическому лицу выдано предписание, информация направлена и в прокуратуру, и в департамент здравоохранения.

=Поговорим о нарушениях

- С чем ещё приходится сталкиваться?

- Одно из самых распространённых нарушений – не информирование пациента. Если вас госпитализировали, доктор обязан рассказать в доступной форме, что предполагает лечение, какие методы обследования и препараты будут использованы. Если речь о ребёнке, то родители (законные представители) тоже должны быть ознакомлены с планом лечения. Пациент имеет право знать – это право закреплено законом. Не случайно применяется такая форма, как добровольное информированное согласие (отказ). Если человек отказывается или соглашается на проведение лечения, он должен понимать, к каким последствиям это может привести.

- Является ли нарушением то, что пациент вынужден месяц ждать проведения какой-то процедуры?

- Если помощь оказывается в плановом порядке, то срок не должен превышать двух недель. И если вы можете пройти УЗИ бесплатно, а доктор направляет в частный медцентр, это тоже нарушение. Но в бюджетных учреждениях порядок оказания медицинской помощи не всегда соблюдается из-за того, что не выдержаны стандарты оснащения кабинета или отделения. Всё упирается в финансовые проблемы.

Конкретно

Отправить обращение в Росздравнадзор можно на сайте в разделе «Обратная связь».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах