Чем бы мы ни занимались, этот день, 1 сентября, был в жизни каждого из нас. Он как некая постоянная величина. С другой стороны – сложно найти такую сферу деятельности, которая столь же часто подвергалась реформам, как образование. Сложно даже припомнить все изменения, произошедшие в нём хотя бы за последние 10 лет.
О том, хорошо это или плохо, спорят, как правило, другие – учителя просто работают, пытаясь выполнить очередные (дай бог, если осмысленные) требования. Как обычно, 1 сентября в 561 школе региона прозвенят звонки, а своё место в классах займут 126 тысяч 115 учеников. Так что же ждёт сферу образования региона в предстоящем учебном году?
Без знаний не оставят
Елена Курбатова, АиФ: - Демографическая ситуация у нас оставляет желать лучшего, и школы закрываются. Много ли таких в этом году?
Александр Измайлов: - Школу закрывают только в том случае, если в населённом пункте не остаётся детей, или их слишком мало для комплектования классов. По данным глав муниципальных образований, в области будут закрыты или реорганизованы 17 школ, в которых осталось по 1-3 ученика: в Богородском, Зуевском, Подосиновском, Санчурском, Советском, Яранском, Опаринском районах. Не возобновит свою работу и начальная школа в Слободском районе – там просто нет детей. Но все ребята получат образование в других населённых пунктах, куда их доставят школьными автобусами.
- А их у нас хватает?
- В области 247 школьных автобусов, которые перевозят свыше 5 тысяч учащихся. В целом, транспорта достаточно. Проблема в другом – техника стареет. Немалая её часть была приобретена в 2006-2009 годы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», поэтому в ближайшее время потребуют замены около 80 автобусов.

- Но если на селе школьников не хватает, то в Кирове учащиеся даже начальных классов учатся во вторую смену. Не противоречит ли это закону?
- Прямых указаний о недопустимости обучения во вторую смену в законе об образовании нет. Однако существуют санитарные правила и нормы (СанПиН). Согласно им в учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано только в первую смену. То же касается школ с углублённым изучением отдельных предметов, лицеев и гимназий.
В прошлом учебном году в две смены работали 82 школы – это 14% от общего числа. Одна из задач министерства на ближайшую перспективу – перевод всех школ на режим работы в одну смену. Чтобы решить её, вместе с органами местного самоуправления мы намерены проанализировать демографическую ситуацию, миграционные потоки и имеющиеся у нас ресурсы.
- Есть информация, что за 10 лет в области будет построено 14 школ. Уже известно, где и в какие сроки?
- Министерство образования и науки РФ разработало программу по поддержке региональных бюджетов в части создания новых мест в системе школьного образования, и мы рассчитываем в неё войти. Как только это произойдёт, можно будет говорить о конкретных объектах.
- Не первый год встаёт вопрос о том, что грядёт сокращение учреждений допобразования. Так неужели худшее всё же случится?
- Правительство РФ утвердило концепцию развития дополнительного образования, основная задача которой – придать ему второе дыхание. Есть понимание того, что данный ресурс играет большую роль не только в обучении, но и в воспитании и социализации детей, позволяя каждому ребёнку раскрыть свои таланты и способности. Разумеется, такой подход не предусматривает сокращения расходов.
Учить издалека
- Как обстоят дела в городских и сельских школах с применением современных информационных технологий?
- Все школы области подключены к сети интернет, и скорость подключения постепенно увеличивается. Особенно важно, чтобы качественное образование получили дети из отдалённых сёл и деревень, где вообще нет школ или отсутствуют преподаватели того или иного предмета. С этой целью 6 лет назад был создан Центр дистанционного обучения, который весьма востребован. Самые популярные предметы, изучаемые дистанционно, - иностранные языки, информатика и химия. К слову сказать, качество образования в данном случае не страдает.
В этом году начнётся реализация нового проекта дистанционной службы психолого-педагогической поддержки. Он поможет сельским школам решить проблему отсутствия таких специалистов, как логопед, психолог и социальный педагог. Заявки на участие подали 9 образовательных организаций из 7 районов.

- Кстати, насчёт психологов – они должны быть в школах? Или родителям нужно приглашать их со стороны и оплачивать из своего кармана?
- Штатное расписание составляет руководитель общеобразовательного учреждения. Позиция же министерства такова: в школе, тем более крупной, должны быть и психолог, и социальный педагог, потому что всё, что касается психологического сопровождения учащихся, - очень важно. Тем более нынешние дети не похожи на тех, что были 15-20 лет назад. Процесс работы с каждым учеником должен быть комплексным, особенно если в классе есть межличностные конфликты, тем более в подростковый период. Если родителям советуют самим искать психолога – это неправильно.
- Детский омбудсмен Владимир Шабардин говорит о росте конфликтов в школах. На ваш взгляд, такая проблема существует?
- Конфликты случаются везде, но иногда на каком-то одном примере делают вывод о состоянии всей системы образования. Встречаясь с молодыми педагогами, понимаешь: по большому счёту вчерашний выпускник вуза не совсем готов к работе как с учениками, так и с их родителями и с коллегами. Ему не хватает опыта. И перед институтом развития образования Кировской области поставлена задача - в период адаптации молодого педагога повышать его квалификацию в плане выстраивания отношений с учащимися, родителями и учительским коллективом.
Где найти учителя?
- Насколько велик дефицит кадров в сфере образования?
- По состоянию на 1 июля, количество свободных вакансий составляло 479, из них 103 – в детских садах, 314 – в школах. Наиболее востребованными остаются учителя иностранного языка, математики, начальных классов, русского языка и литературы, физической культуры. 68% педагогов составляют те, чей стаж работы превысил 20 лет. Причины нехватки педагогических кадров хорошо известны: невысокий уровень зарплаты у молодых специалистов, отсутствие жилья и перспектив его приобретения, мотивации к работе, низкий уровень развития инфраструктуры на селе.

- Так что же делать?
- Есть практика целевого обучения студентов в ВятГГУ – заключено 158 таких договоров как с министерством, так и со школами и с муниципальными образованиями. Чтобы привлечь молодые кадры в образовательные организации, продолжим проект по предоставлению студентам педагогических специальностей стипендий в размере 5 тысяч рублей. Первые 43 выпускника ВятГГУ, получавшие её, идут работать в образовательные школы региона. Причём почти половина их вернётся в свои муниципальные образования. А в проекте сегодня участвуют 120 студентов.
Для молодых учителей предусмотрен ряд социальных выплат, пособий, премий. Например, тем, кто приходит работать в сельские школы, полагается 100 тысяч рублей «подъёмных», а также компенсация на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения педагогам. 50 тысяч рублей – единовременное денежное пособие для молодых специалистов, устраивающихся на работу в городские общеобразовательные учреждения. Денежное поощрение получают педагоги, удостоенные почётных званий, награждённые знаком «Педагогическая слава», победители конкурсов «Учитель года» и «Лучший мастер производственного обучения».
Мы прекрасно понимаем, что профессия учителя должна оставаться привлекательной, в педагогические вузы должны идти хорошо подготовленные абитуриенты, а на работу в школы – их лучшие выпускники.
Досье
Александр Измайлов. Родился 13 июля 1965 года. Окончил Кировский государственный пединститут им. В.И. Ленина по специальности «учитель немецкого и английского языков». По окончании вуза работал учителем иностранного языка в школах Нововятска.
С 1999 года занимал различные должности в департаменте образования области. С 3 августа 2015 года назначен министром образования региона. Кандидат педагогических наук. Награждён нагрудным знаком «Почётный работник общего образования РФ», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть