aif.ru counter
157

Оценки в карман не положишь. Нужно ли «платить» ребёнку за пятёрки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. №28 13/07/2016
Фото: Александр Горбунов / АиФ

Начался уже третий месяц каникул, и многие школьники давно получили за свои отметки «бонусы»: денежные поощрения, новый гаджет или поездку на море. Правильно ли стимулировать ребёнка деньгами и по первому капризу прятать ему в карман очередную тысячу, выясниял «АиФ-Киров».

На всякий случай

Как только ребёнок становится школьником, у него возникает ощущение большей самостоятельности. Рассуждает он примерно так: «Раз я могу сам ходить в школу, то могу и сам решать, что именно и когда мне купить». Родители, стараясь поступить демократично, дают ему небольшую сумму на «карманные» расходы (обычно в пределах 30 - 100 рублей).

«Я считаю, что на карманные расходы можно давать, но в разумных пределах. У нас это - 50 рублей, иногда 100 – ситуации бывают разные, - рассказывает мама четвероклассника Елена Марьина-Лосева. - Обычно сын у меня копит эти деньги, а потом покупает что-то нужное или ходит куда-нибудь с друзьями».

Однако «аппетиты» у всех разные, поэтому и суммы расходов могут доходить до нескольких тысяч.

«В месяц у меня получается около 2000 руб. Каждый раз трачу их по-разному: на канцтовары, что-нибудь вкусненькое, какие-то мелочи. Сверстники тратят на дискотеки, игры, сладости», - рассказывает ученица седьмого класса Арина Комаровских.

В городах не избежать дорожных расходов, но их можно и нужно давать ребенку в форме проездного, приходится платить и за питание, за обучение на дополнительных курсах.

Тратить с умом

Другой вопрос – личные расходы. Это ещё один показатель «взрослости» школьника. Как только у него появляются свои деньги, он торопится купить что-то своё. Возможно, не особо нужное, но то, что родители ему никогда не купят. Поэтому одни начинают выпрашивать у родителей «на пирожок», а потом откладывают на желанный планшет. Кому-то родители и так щедро дают деньги, не задумываясь, на что же потратит их чадо. Хорошо, когда растёт юный бизнесмен, но совсем не в плюс родителям воспитывать инфантильного ребенка, который тратит деньги впустую - лишь бы потратить.

«Всё начинается с семейных советов. Если ребёнок не будет участником планирования расходов в семье, то он просто не научится понимать ценность денег. Родителям можно даже проводить так называемый «день планирования покупок». Например, папа принёс зарплату, а надо её распределить на всю семью. И так распределить, чтобы всем хватило, и у каждого были разумные, осмысленные расходы, - рассказывает психолог Лариса Кочурова. - В целом карманные деньги – это норма. Но если школьнику понадобились деньги на обеды, то неплохо бы самому родителю вместе с ребёнком сходить на экскурсию в столовую и узнать, что сколько стоит. А ещё лучше устранить недостаток чего-то не деньгами, а непосредственно – например, дать с собой еду на перекус».

За пятёрку – 5 000?

Самое рискованное и в то же время бессмысленное, что только тестировали испокон веков родители на своих детях, – это стимулирование учёбы деньгами. «Если ты закончишь триместр без троек, мы купим тебе ноутбук» или «Если у тебя не будет хотя бы половины пятёрок за год, то летом мы не поедем на море». На самом деле отличники не учатся за что-то: за подарки или призы. Они делают это, потому что им хочется хорошо учиться.

«Нам родители давали только на пирожки, но мы были счастливы. На мой взгляд, нужно давать дополнительные деньги только на питание. Все остальные покупки – только с родителями. Деньги не стимулируют учёбу, а только подавляют её», - считает врач, золотой медалист, окончивший КГМА с красным дипломом Динар Халиуллин.

«Я твердо уверена, что стимулировать учебу деньгами - это баловать ребёнка. И даже не баловать – портить. Учёба – это работа. Взрослые работают во благо семьи, ребёнок должен учиться во благо семьи, во благо будущего себя», - считает мама дочери-выпускницы Наталья Кропачева.

Поэтому напрашивается логичный вывод, что отличников можно вырастить и без лишних денежных затрат. Как отмечает психолог Лариса Кочурова, стимулировать школьников деньгами – распространённая тенденция, но не очень правильная. Нельзя ребенку ставить ультиматумы в плане учёбы. Лучше просто в качестве награды устроить ему маленький праздник – совместную поездку или поход в кино.

«Стимулирование деньгами у нас бывает по итогам четверти. Мы, в принципе, учимся отлично: сын учится для себя, а не для меня. Но за труды всегда в конце четверти получает вознаграждение: это необязательно деньги – поход в кафе и кино и т.д.», - рассказывает мама Елена.

Карманные деньги для школьника необходимы, но нужно ему объяснять, как их разумно расходовать. Коммерциализировать учёбу – неправильно, это не даст ребёнку настоящих знаний, а превратит лишь в выгодное предприятие. Если хочется поощрить – действуйте по принципу «Деда Мороза»: хорошо вёл себя в течение года – тебя ждёт сюрприз. А какой – придет время, узнаешь.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество