aif.ru counter
133

С артистами не сюсюкаю. Чепецкий аранжировщик о своей работе со звездами

Из личного архива / Предоставлено автором

В числе исполнителей, с которыми он сотрудничал, — народная артистка России Людмила Сенчина, Елена Ваенга, Татьяна Буланова, Родион Газманов и  многие другие. Попутно Павел играет в кавер-группе «Аляска» и записывает свою музыку.

Мультиинструменталист

- Павел, почему вы решили связать себя с музыкой?
- Музыкой стал интересоваться ещё в детстве. Однако в первом классе, так как я был довольно крупным ребёнком, родители отдали в секцию по греко-римской борьбе. Занимался до тех пор, пока мой тренер, к которому был сильно привязан, не уехал на длительные соревнования. В итоге я потерял интерес к борьбе.

Досье
Павел Бровцын. Родился 12 апреля 1982 года в Кирово-Чепецке. Окончил Кировский областной колледж культуры по специальности «Педагог-организатор ансамбля (оркестра)». Учился в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения по специализации «Звукорежиссура, педагогика и организация ансамбля (оркестра)».

Мама с папой воспользовались перерывом и подтолкнули меня пойти учиться в музыкальную школу по классу баяна. В подростковом возрасте меня заинтересовал ещё один инструмент – гитара. Первые аккорды освоил буквально за один день! Во время учёбы в колледже играл на многих народных инструментах: домре, балалайке, жалейке, свилерли, а таке на деревянных ложках, параллельно научился играть на барабанной установке и саксофоне.
- Как вы пришли к аранжировкам?
- У преподавателя колледжа Анатолия Исупова был класс продвинутой техники с компьютерами, синтезаторами. Меня все это увлекло. Надо понимать, что это было начало 2000-х, это была эпоха энтузиастов! Там же начал делать «минусовки» (запись музыкального произведения, в котором отсутствует одна или более партий, обычно вокал или солирующий инструмент. - Прим.ред.) для выступлений в КВНе, различных концертов и мероприятий.
На последнем курсе устроился в КРЦ «Дружба», делал аранжировки для вокальных коллективов. Потом ушёл работать в Кировскую областную филармонию в бригаду заслуженной артистки России Галины Савиной, подрабатывал на частной студии звукозаписи в Кирове.
Работал также в РЦ «Янтарь», в Центре культуры и досуга. Также был интересный опыт работы в Кировском цирке в качестве звукорежиссёра. Создал два коллектива - «Бон-тон» и «Аляска». Последний удалось реанимировать: мы выступаем в небольших клубах и на частных мероприятиях.

Фото: Предоставлено автором/ Из личного архива

Тонкости профессии

- Как     проходит процесс аранжировки? Много ли времени занимает работа над одной песней?
- Заказчик приносит на диктофоне запись мелодии (демо-версия), напетой или наигранной на каком-то музыкальном инструменте, чаще всего это гитара или фортепиано. В ходе обсуждения уточняются стилистика, музыкальные вкусы, характер звука, тональность произведения. Моя задача - понять, какие инструменты и спецэффекты должны звучать в  композиции, и при помощи техники создать звучание окончательного варианта «минусовки». Чаще всего на этом этапе используются так называемый референс, то есть существующие примеры композиций.

После того, как минусовка будет утверждена, свои партии записывают профессиональные музыканты, а звукорежиссёр сводит эти треки и доводит звучание песни «до ума». На аранжировку простой мелодии у меня может уйти два-три дня, а если дело касается сложных оркестровых композиций, работа может занять неделю и более. При этом у меня нет стилевых ограничений в музыке: могу собрать любую композицию - от классики до дипхауса.
К слову, во время недавней Ночи в музее, которая  прошла в середине мая, я выступал перед жителями Кирово-Чепецка, рассказывал о том, в чём заключается работа аранжировщика. Получился очень душевный вечер, на котором собралось много людей, в том числе, и музыкантов. Показал на примерах, как изначально звучали песни, которые впоследствии стали хитами. Например, дуэт Вилли Токарева и Раисы Отрадной записывался в разных местах: вначале я собрал аранжировку, затем направили её в столицу, там записали голос певца, параллельно голос певицы был записан в Петербурге. Окончательный вариант собрали на нашей студии. Вместе они встретились и исполнили дуэт лишь спустя время, на фестивале «Славянский базар» в Витябске.

- С какими звёздами вам приходилось сотрудничать?

- Команде студии L-Sound pro довелось сотрудничать с такими величинами как: Михаил Боярский, Елена Ваенга, Татьяна Буланова, Сергей Шнуров, Любовь Успенская, Юрий Гальцев, Светлана Сурганова, Александр Розембаум. Непосредственно я аранжировал песни для Афины, Александра Марцинкевича, Родиона Газманова, Сергея Любавина, для звёзд радио фольк-шоу «Ярмарка», для полуфиналистки четвёртого сезона «Голоса» Яны Башкиревой (Войновской), для звезды сериала «Ментовские войны» Дмитрия Быковского и посчастливилось работать с Народной артисткой  Людмилой Сенчиной. Делал джинглы для «Дорожного радио», которые звучали не только на территории нашей страны, но и на границе с Финляндией.

- Тяжело ли работать со знаменитостями?

- Признаюсь, поначалу был некий мандраж. Популярные исполнители мне казались невероятными людьми...Сейчас я совершенно иначе смотрю на работу, не «сюсюкаюсь» с артистами, как это делают некоторые. Мне важно получить качественный результат, если вижу, какие-то ошибки, то обязательно говорю об этом и требую исправить недочёт. В работе не должно быть компромиссов, иначе нет никакого смысла что-то делать - будет звучать по-дилетантски. Профессионализм - наше всё! Порой, даже отказываюсь от каких-то заказов, если артист сам не понимает, чего хочет и более того заводит в заблуждение, что мешает рабочему процессу.
Несмотря на мою принципиальность во время записи, после того как работа заканчивается, ничто не мешает моему дальнейшему человеческому общению с музыкантами и певцами.

- Как проявляют себя в работе популярные исполнители?
- Три года назад работали с Родионом Газмановым - он удивил меня хорошим музыкальным вкусом и образованностью. В то же время не могу сказать, что с ним легко в общении, он довольно высокомерен.
Безусловно меня восхитила Людмила Сенчина, даже если она приходила на запись в «пасмурном» настроении, во время работы она отбрасывала все лишние эмоции - пела безупречно, с отрепетированной подачей. При записи очередного дубля, каждый раз исполняла композицию от начала до конца. Исключительный профессионал!

Закадровый материал


- Что скажете о музыкальной жизни Кирова и Чепецка, насколько она изменилась за последнее время?

- Инструменты стали доступнее - сейчас любая кухонная палка может называться гитарой! Появилось большое число кавер-групп, которые готовы выступать за очень небольшие деньги, и играют очень низкокачественный материал. Допустим, в Европе абсолютно другой подход: даже уличные музыканты должны пройти прослушивание и выступление в местах массового скопления. У нас с этим пока всё не так строго.


Не обидно, что ваша работа остаётся «за кадром», а все лавры достаются артистам?
Откровенно говоря, профессия аранжировщика не самая благодарная в нашей стране. В реестре песен «Российского авторского общества» (РАО) нет имён аранжировщиков, есть только автор музыки и текста. Между тем, звукорежиссёры, аранжировщики  принимают немаловажное участие в создании хита, но у нас они не получают никаких авторских отчислений. В то время как во многих европейских странах и США заранее оговаривается, кто именно регистрируется для соавторства.
К слову, не все артисты говорят элементарное «спасибо». Сергей Любавин в 2017 году стал лауреатом премии «Шансон года». Как только он получил статуэтку, направился ко мне в студию и заявил, что это наша общая награда и победа. Но такие случаи, скорее, исключение из правил.
Что можете сказать о творческих планах?
Сейчас работаю над собственным альбомом, пишу песни, обновляю репертуар своей кавер-группы «Аляска».

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество