Испокон веков на Вятской земле жили разные народы: русские, татары, удмурты, марийцы… У каждого из них есть свои обычаи, обряды и одежда. Наталья Магадиева с трепетом относится к национальной культуре и по крупицам воссоздаёт традиционные костюмы и украшения. Благодаря её куколкам мы можем представить, как одевались девушки и женщины разных этносов, населявших наш край, много веков назад.
Началось с полена
- Наталья, будьте добры, расскажите немного о себе, чем вы занимаетесь?
- В 1993 году закончила Кировский технологический колледж с отличием, несколько лет проработала мастером производственного обучения сначала в Череповце, затем в Малмыже.
Вот уже 14 лет занимаюсь предпринимательской деятельностью, в основном создаю сценические костюмы для взрослых и детей.
- Куклы - по большей степени детское увлечение, чем они привлекательны для взрослого? Что они для вас значат? Как вы учились их создавать?
- Когда-то, еще в конце 90-х, с тогда еще маленькой дочкой лепили куколок из оконной замазки, потому что других материалов просто не было. Со временем они разваливались, и я на долгие годы забыла про это дело. Но два года назад случайно в магазине канцелярских товаров взгляд упал на брусочек пластики. И началось - в Малмыже я ее просто всю скупила. Моя первая куколка была смешная лупоглазая девочка в ситцевом русском сарафане. Говорят, похожа на меня. Не зная технологии изготовления, можно было наступить на те же грабли, что и с замазкой, поэтому стала искать литературу, много читала, но по своей упрямости все равно делала все по-своему. До сих пор всё экспериментирую: когда леплю, забываю обо всём на свете! Отдыхаю душой.
Помни о своих корнях
- Почему вы решили облачать своих кукол в национальные костюмы?
- Я родилась на Малмыжской земле, где проживают русские, татары, марийцы и удмурты. Я общаюсь с людьми разных национальностей, уважаю их культуру, моя семья многонациональна. Очень люблю народный костюм, неважно, к какой национальности он принадлежит. Есть в нем что-то завораживающее, каждая деталь, рисунок имеют свой глубокий смысл, несёт определённую информацию… Читала очень много литературы, просматривала фотографии, картины художников. Захотелось поделиться этой красотой, приложить все свои умения - не только шитья, но и вышивки, вязания, росписи по ткани. Так появилась моя первая композиция из кукол четырёх национальностей. Они были в стилизованных под старину или в современных национальных костюмах.
Знакомая, увидев моих кукол, посоветовала выставить их в городе мастеров на Казанской ярмарке. Меня одолевали сомнения: нужно ли их показывать, поймут ли меня. Но получив порцию положительных отзывов и диплом победителя «За уникальную работу», а также советы от руководителя студии ремёсел и умельцев декоративно-прикладного творчества Людмилы Лобачёвой, я принялась за сбор материала для новых кукол. В ноябре получила приглашение на областную выставку «Песнь души самовыражение в творчестве». Вот это и стало толчком для новых работ, когда видишь, каков уровень других мастериц, сколько труда вложено, хочется творить и творить… У меня стали рождаться куклы в подлинных народных костюмах конца XIX - начала XX века Малмыжской земли.
- Думаю, воссоздать национальный костюм - кропотливое дело. Столько всевозможных источников необходимо изучить…
- Вы правы. Я долго работала с музейными фондами, читала научные работы, общалась с краеведами, знакомые приносили образцы и фотографии. Эти костюмы выставлены в разных музеях, хотелось собрать их вместе. Сейчас, наверное, часами могу рассказывать про каждый костюм. Сколько житейских историй мне рассказали представители этих этносов. Чтобы воссоздать костюм, нужен правильный крой, отделка, техника вышивки, украшения, например, вот на этой кукле шошминской удмуртки (Шошма - река, приток Вятки, шошминские удмурты проживали на правом берегу - прим. ред.) восемь предметов одежды! На музейном образце в Казани видны только верхние, всё, что спрятано от сторонних глаз, находила в работе Ирины Косаревой «Традиционная женская одежда периферийных групп удмуртов», а также мне предоставил фотографии краевед Леонид Сапожников.
Искусство не на продажу
- Что может послужить толчком для появления новой работы?
- Образ куклы рождается в голове, затем делаю небольшую зарисовку, продумываю каждую деталь, затем начинается сбор материалов - ткани только натуральные, иногда приходится их красить. Куклы делаю в смешанной технике, первые были с мягконабивным тельцем, сейчас с проволочным каркасом. Сначала леплю головку: вот уже кукла смотрит на меня и диктует, как же она будет поворачивать головку, стоять, держать руки. Очень люблю лепить ручки, пальчики.
- Сколько по времени занимает изготовление одной куклы?
- В среднем, уходит на работу месяц, в зависимости от того, есть ли вышивка, плетение кружева, какие украшения в костюме.
- Есть ли среди ваших произведений любимчики, кого можете выделить?
- Не могу выделить какую-то одну куклу, они все мне дороги, как дети. Каждая со своим характером, настроением.
- Многие мастерицы продают своих кукол, порой их стоимость может достигать нескольких десятков тысяч рублей. Вам удаётся заработать на своём увлечении?
- Кукол я не продаю - это моё хобби. Сделала несколько штук в подарок. Сейчас работаю над коллекцией в подлинных костюмах. Может быть, смогу делать на продажу, тем более предложения поступали.
- Расскажите о своих дальнейших творческих планах.
- В планах продолжить работу над коллекцией кукол в подлинных костюмах Малмыжского уезда. Уже собраны материалы для куклы в кряшенском костюме (кряшены - крящёные татары - прим. ред.). Также по русскому костюму разных селений. Очень бы хотелось научиться ещё ткачеству, жаль, что в сутках только 24 часа.
- Как в семье относятся к вашим работам?
- Близкие с интересом наблюдают за моим творчеством. Главная моя опора и поддержка - муж Сергей, он и первый критик. Кстати, его руками происходит предварительное размягчение-разминание пластики. Ложечки из дерева вырезает он. А если нужно ехать куда-то, он без разговоров везёт меня.