Фильм «Спасти Пушкина» о том, как Пушкин чудом избежал смертельной пули на дуэли с Дантесом и попал в XXI век. Его сценарист Аглая Соловьева решила пофантазировать, что же ждет великого «бронзового» поэта в наши дни и написала сценарий, который стал ее дебютной, но крупной работой.
«АиФ-Киров» узнал, каково это – быть молодым независимым сценаристом в эпоху продюсерского кино.
Живой Пушкин
Регина Погудина, «АиФ-Киров»: Фильм «Спасти Пушкина» уже прошел на экранах страны. Случилось ли какое-то переосмысление замысла и самой работы?
Аглая Соловьева: Скорее, переосмысление фигуры Пушкина. А то он «забронзовел» у нас. А ведь он живой.
- Но кто может точно знать, каким он был при жизни?
- Точно так же, как никто не может знать его таким, каким его преподносят нам в школе.
- Вы присутствовали на съемочной площадке? Участвовали в дальнейшей судьбе своего сценария?
- Я просто приезжала на съемочную площадку ради интереса. Кстати, одну роль я писала под Ивана Урганта. Точнее это был заказ продюсера: впиши, говорит, Урганта. Я и написала. А потом на съемочной площадке режиссёр (ред. Филипп Коршунов) улыбается с подвохом и говорит: «Пойдём, Урганта тебе покажу». И подводит к парню. Он поворачивается, а это актёр Дима Блажко. И Филипп говорит: «Вот наш Ургант». С Иваном, под которого я писала роль, видимо, что-то не срослось.
С режиссёром Филиппом Коршуновым на съемках первого полного метра. Фото: Из личного архива/ Аглая Соловьева
- Каково это – наблюдать, как твой сценарий экранизируют? Это не напоминает ситуацию, когда ты шила красивое платье, а потом увидела его на другой девушке?
- Это круто! Но у меня лично с экранизацией то, что вы описали, больше работает в студенческих фильмах. Я много работаю со студентами ВГИК и теперь еще и с ребятами из Академии Михалкова. Студенты – искренние, амбициозные, нестандартные.
Не немое кино
- Со студентами вы творите что-то неформатное, независимое?
- У них есть учебные задания, например, снять бездиалоговый фильм, чтобы герои совсем не разговаривали или одноплановый фильм, т.е. снять всё без монтажной склейки. А в сюжете мы вольны придумывать, что хотим. И жанр, и всё содержание.
- Учебные работы держат меня в тонусе и дают волю фантазии, плюс – это всегда совместная и тесная работа с режиссером. В случае с заказом наибольший контакт происходит с продюсером и редактором, потому что сейчас время продюсерского кино, если говорить о прокатном. В фестивальном же кино, как правило, режиссёр – это и автор сценария.
- Есть ли в работе киносценариста сходство с написанием театральных сценариев?
- Никогда не была театральным драматургом, но могу сказать, что пьеса очень отличается от киносценария. В пьесе всё строится на диалогах. В кино же диалоги должны лишь подкреплять действие. Например, жизнь на сценарном факультете начинается с того, что всех учат писать «немые этюды» - истории, в которых герой не произносит ни слова.
Мечты поэтессы
- У вас есть сценарий, который бы хотелось написать? Что сейчас в планах?
- Я пишу в целом для себя, почти в стол. Я еще начинающий драматург – мне слишком многое интересно и ново. Но могу сказать, что из тех фильмов, которые уже написаны, я бы хотела быть автором «Служебного романа» или чего-то тонкого вроде «Великой красоты» Паоло Соррентино или «Молодого папы», а, может, и трогательного «Леона» (улыбается).
Когда я училась во ВГИКе, ребята и мастера сравнивали меня с Гондри и Вуди Алленом. Думаю, имелось в виду, что у меня странное чувство юмора. Кстати, я бы еще хотела написать сценарий для Евы Грин. Да, был бы хороший дуэт: Джуд Ло и Ева Грин. Но фантазировать – это я лучше всего умею! (смеется). Так радостно потом наблюдать, как то, что было фантазией, становится кино или, ещё лучше, жизнью.
- Бывает, что ваши фантазии воплощаются в реальность?
- Стихи сбываются часто. Со сценариями у меня пока такого не случалось из-за малого опыта. Хотя однажды я написала сцену, где девушка ехала на велосипеде, и у нее отказали тормоза. И эта сцена точь-в-точь повторилась со мной и режиссером нашей короткометражки. Мы с Оксаной катались в три часа ночи на велосипедах по Москве, и прямо на Петровском бульваре неудачно увернулись от машины. Я – в забор, а Оксана прямо в асфальт. Даже «Скорую» пришлось вызывать. Но, слава Богу, всё обошлось. Я считаю, в любом случае ерунды лучше не писать.
- Как стать профессионалом, но не стать циником?
- Пока не знаю, потому что я ещё так себе профессионал, рука не набита. Но я уже понимаю, что работать бесплатно – это некрасиво. Есть исключения, конечно, когда мы пишем для себя, но это совершенно другое. Наверное, нужно не стесняться писать по любви. И также не стесняться писать за деньги. Находить первое во втором. Вот моя прекрасная цель.