Примерное время чтения: 9 минут
815

Джаз с вятским акцентом. Коллективу «El Tango» исполняется 15 лет

Николай Донецкий / Из личного архива

В этом году «El Tango» отмечает своё 15-летие. Коллектив формировался по довольно классическому сценарию: друзья собрались, чтобы играть любимую музыку. За годы группа преобразовалась в джаз-бэнд и стала популярной не только в Кирове, но и за его пределами. Руководитель Николай Донецкий рассказал о джазе на Вятке и творческих планах.

Весь этот джаз

- Николай, за годы своего существования в нашей стране к джазу относились по-разному: от любви до ненависти. На Вятке была та же история?

- На Вятке джаз существует довольно давно. Если «официальные» джаз-бэнды появились относительно недавно, то в советское время военные или духовые оркестры имели отношение к этому музыкальному направлению, поэтому джазовые музыканты в Кирове были и есть. В 90-х годах кончилось всё, что было в союзе. Многие музыканты остались не у дел. Часть из них бросили это дело, часть - уехали в другие города или за границу.

Сейчас о кировском джазе знает вся страна - многие топовые исполнители родом из Вятки: Александр Потапов из группы «Фрукты», Егор Крюковских, один из самых востребованных барабанщиков страны, биг-бэнда «JazzPhilarmonicOrchestra», Николай Затолочный, контрабасист, участник проекта «Большой джаз» на телеканале «Культура», Артём Теклюк и Даниил Гуков, ударные, сотрудничают с мировыми звёздами. Довольно много артистов, которые сейчас являются участниками проекта «Звёзды петербургского джаза».

- Как он появился в вашей жизни?

- Пришёл к джазовой музыке, когда играл в ансамбле гитаристов «Лира». В то время меня заинтересовали «странные» джазовые аккорды - мне нравилось их звучание. Однажды оказавшись с другом в музыкальном магазине, я попросил записать мне на кассету джаз. На одной стороне звучали композиции Джона Скофилда (джазовый гитарист), на второй - альбом «Gershwin’sWorld» Хёрби Хенкока (один из главных джазменов мира, он в ЮНЕСКО представляет джаз как жанр). Первое время мы слушали эти записи, не понимая, что происходит, но всё равно нравилось. В конце 1990-х «Лира» распалась, а в 1999 году мы с друзьями организовали новый коллектив «Клондайк», в основном играли рок. В 2000 году в Кирове открылся первый джазовый клуб. За первый год его существования я не пропустил ни одного концерта! Каждый вечер я был там - для меня это было настоящим открытием! Естественно, я там выступал с группой. Потом появился проект «El Tango», поначалу исполняли совершенно разную, в основном популярную музыку.

Фактически традиционный джаз я стал играть не так давно. Несколько лет назад поступило предложение сыграть на концерте исключительно джазовую программу. Я ответственно подошёл к делу и долгое время прослушивал композиции, что-то выбрал для исполнения. Так мы стали играть джаз.

- В семье была традиция слушать джаз?

- Нет, в семье этой культуры не было. У родителей был проигрыватель, а пластинок с джазом в коллекции не наблюдалось, но там был Джо Дассен - с тех пор трепетно отношусь к его творчеству. Наверное, благодаря этому у меня и заложилось отношение к качественной музыке.

Из мира танго

- Как складывался репертуар для «El Tango»?

- Мы выбирали те композиции, которые нам нравились. Коллектив формировался, когда я учился в училище искусств. В то время мы оркестром народных инструментов играли танго аргентинского композитора Астора Пьяццоллы - потрясающая аранжировка! Мой товарищ принёс диски с записью его альбомов - один из них (1997 года) так и назывался - «El Tango». Я понял, что это та музыка, которую я хочу играть! Позвонил друзьям, и мы стали играть. Я предложил программу джазовому клубу. Нам дали «зелёный свет» - в начале 2000-х такую музыку можно было услышать лишь на концертах симфонического оркестра. Правда, через полгода Пьяццоллу перестали играть: чем больше ты погружаешься в эту музыку, тем больше понимаешь, что не готов к ней. Постепенно в репертуаре стали появляться популярные композиции, джаз и авторская музыка.

- В этом году вы отмечаете 15-летие «El Tango». Что ждёт зрителей?

- 10 ноября у нас будет юбилейный концерт в «Гауди» (бывший кинотеатр «Победа»). Мы пригласим зарубежных музыкантов, пока не скажу кого именно.

- За годы своего существования коллектив не раз менялся. Как переживались уходы?

- Поначалу уходы воспринимались очень тяжело. Не стоит забывать, что Киров довольно ограничен с выбором музыкантов, а нам нужны те, кто умеет хорошо играть. У нас нет времени на то, чтобы учить. А в самом начале мы учились, росли вместе - и уход кого бы то ни было воспринимался довольно трудно. Когда уходит человек, он уносит с собой часть своего звучания, своего характера. На его место приходит другой и привносит что-то свое. Совсем недавно у нас сменился барабанщик, прежний уехал покорять музыкальный олимп нашей страны. Сейчас я воспринимаю все уходы, как шаг вперёд для музыканта.

- А конфликты бывают?

- Каких-то крупных ссор у нас не бывает. Все взрослые люди, у каждого есть понимание, что и как необходимо делать, но мы стараемся всё обсуждать. Безусловно, бывают споры и недовольства. Мы почти семья: на протяжении 15 лет на неделе видимся несколько раз, но до крупных стычек дело не доходит.

- «El Tango» знают не только в Кирове - вы активно выступаете в других городах. Как вас воспринимают на различных площадках?

- К сожалению, у нас не так много гастролей, как хотелось бы, - в Кирове мы довольно загружены работой. К выездам отношусь положительно: они позволяют не «свариться» в собственном соку, проверить свой уровень, уровень коллектива на других площадках, где тебя никто не знает. Например, на гастролях в прошлом году в Москве, Нижнем Новгороде, Петербурге все билеты на наши концерты были раскуплены! Честно говоря, перед каждым выступлением мы немного переживали, но всё сложилось довольно удачно.

- Многие успешные музыканты покидают Киров для того, чтобы развиваться в профессиональном плане. Было ли у вас такое желание?

- Какая разница, в каком месте жить, если ты востребован? В юности у меня было желание перебраться в столицу, но сейчас я понимаю, что могу делать то, что мне нравится, здесь. Никто не мешает мне делать собственные проекты успешными. Я сделал довольно много коллективов, и они продолжают существовать без моего участия! Это здорово!

Что касается перспектив для развития, то они зависят от тебя самого: окружай себя более сильными музыкантами, учись у них. Я живу с такой философией. Мне очень хочется, чтобы в Кирове развивалась музыкальная культура. Раньше я ревностно относился к новичкам: публика довольно ограничена. Сейчас отношусь по-другому: давайте, ребят, делайте - это лишь «подогревает» интерес к работе. Конкуренция должна быть.

Только живьём!

- Многие музыканты активно продвигаются через Youtube и другие социальные сети. Вы планируете заниматься чем-то подобным?

- Никто не спорит, что Youtube - самое популярное средство массовой информации. Мы присутствуем на Youtube. Это «умная» платформа, которая анализирует вкусовые предпочтения и предлагает то, что нравится человеку. Я сам многое черпаю оттуда: смотрю какие-то концерты, выбираю материал. Есть джазовые музыканты, которые активно продвигают себя через эту площадку, и мы тоже планируем этим заняться, но всё-таки джаз - это живая история, здесь необходим контакт музыканта со зрителем. А вот популярная музыка хорошо продаётся через интернет, потому что там есть клипы, это неотъемлемая часть поп-культуры.

- У вас есть ещё один проект - лекции о джазе. Действительно ли есть необходимость объяснять об этом направлении широкой аудитории?

- Ликбез - это необходимая вещь! Сейчас очень популярны разнообразные бизнес-тренинги и семинары личностного роста. Думаю, это очень здорово! Поэтому мы активно включаемся в подобные проекты, правда, за последние полгода у нас как-то не складывалось с лекциями, но мы обязательно будем их возобновлять совместно с литературным клубом «Борода» и Михаилом Лицаревым. Совсем недавно я приглашал Кирилла Машкова, главного редактора издания про джаз, с лекцией о том, как слушать джаз. Он очень погружён в эту тему, и его было очень интересно слушать. В результате выступление прошло, но как такового ответа на вопрос, как слушать джаз, не было. Кто-то из зала всё же подошёл и поинтересовался: «А как же слушать джаз?» Ответ Машкова был более чем лаконичным: «Внимательно».

- 15 лет для человека - это подростковый возраст, время юности, пора планов и надежд. С чем вы будете входить в следующее пятнадцатилетие?

- У нас совместно с «El Tango» записан альбом моей авторской музыки, хочется его выпустить. К юбилею активно пишу программу «Серебряный век», где будет собрана музыка и песни, навеянные стихами и эстетикой начала прошлого века. Хочется выступить на крупных джазовых фестивалях: «Усадьба-джаз» (самый крупный фестиваль в стране) и «Джаз над Волгой». В планах играть концерты, приглашать новых музыкантов, писать музыку на русские тексты.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах