aif.ru counter
332

Досада с ОСАГО. Как страховые компании навязывают допуслуги

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. №25 22/06/2016
Олеся Ходунова / АиФ

Эта история, кажется, будет длиться вечно. С одной стороны, водители, не довольные тем, что их просят платить за то, что они «не заказывали», с другой – страховщики, работающие за процент от сделки.

А нам всё равно

Чтобы он был выше, агенты (думается, не без одобрения и даже прямого указания руководства), настойчиво предлагают водителям дополнительные опции к полису ОСАГО: техосмотр, страхование жизни и здоровья, ещё одну страховку и прочее. При этом они отказывают клиентам в элементарных объяснениях, зачем им это нужно?

В Кирове управление федеральной антимонопольной службы не раз штрафовало ПАО «Росгострах». Последний раз в феврале текущего года на 2,6 млн рублей. Факт нарушения антимонопольного законодательства выразился в злоупотреблении доминирующим положением на рынке ОСАГО Кировской области. Поводом послужило то, что водителю выдали направление на прохождение техосмотра у индивидуального предпринимателя, но талон заполнили заранее, то есть фактически обращаться за получением услуги было не нужно. Что, как посчитали в УФАС, привело (могло привести) к ограничению конкуренции на ранке технического осмотра транспортных средств.

Страховка давно стала для водителей головной болью.
Страховка давно стала для водителей головной болью. Фото: АиФ/ Константин Копылов

А в 2014 г. компания «Росгострах» была оштрафована на 1 млн руб. – как раз за навязывание к договорам ОСАГО договоров страхования «Фортуна - Авто». Автолюбители тогда просто завалили жалобами и прокуратуру, и УФАС. Прошло два года, но ситуация не изменилась.

Не мытьём, так катаньем

Миллионные штрафы для такого гиганта, как «Росгострах» - просто досадная мелочь. Но со «старшего товарища» стали брать пример и компании помельче. И сегодня найти в Кирове страховщиков, которые не предлагают ничего лишнего и работают, как положено, весьма проблематично.

«Чего мне только не говорили в страховых компаниях, - вспоминает Ирина Александрова, которая за рулём уже больше 15 лет. – И что припишут больше лошадиных сил, чтобы полис дороже вышел, что жизнь надо страховать, что они вообще не страхуют тех, кому нет 35 лет. Короче, полный бред. Еле нашла одну компанию, где всё оформили нормально. Но срок действия моего полиса скоро закончится, чувствую, меня ждёт очередная порция мытарств».

«Где-то мне отказывали под предлогом, что нет бланков, - говорит Александр Зыкин, - а там, где они были, цены кусались, или очередь была на месяц вперёд, или требовали оформить дополнительно страхование жизни по жёстким расценкам».

У одних водителей не учитывали стаж и безаварийную езду, другим говорили про проблемы с сервером, из-за чего якобы невозможно оформить полис, у третьих месяц рассматривали заявления. В общем, находили множество причин для того, чтобы заставить автомобилистов заплатить как можно больше. Далеко не у всех есть время и возможности для поиска других вариантов, и люди, плюнув на всё, приобретали злосчастный полис со всеми «примочками».

Верните деньги!

С 1 июня у кировчан появилась некая альтернатива в виде введённого Банком России «период охлаждения». Это срок, в течение которого гражданин может расторгнуть договор добровольного страхования и получить в опредёленном порядке уплаченную страховую премию.

Необходимость этой меры связана «со сложившейся негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы».

Законодательство запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других, а за навязывание допуслуг при заключении договора ОСАГО предусмотрена административная ответственность. Но доказать факт навязывания сложно.

Доказать факт навязывания услуг бывает очень сложно.
Доказать факт навязывания услуг бывает очень сложно. Фото: АиФ

Введение «периода охлаждения» позволит потребителям отказаться от навязанной или невыгодной страховой услуги без предъявления специальных требований или прохождения специальной административной или судебной процедуры.

В течение 5 дней (страховщик может установить и более длительный срок) со дня заключения добровольного договора страхования вне зависимости от уплаты страхового взноса гражданин может обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. При отказе от страховки в «период охлаждения» она обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объёме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора. Вернуть страховую премию компания обязана в течение 10 рабочих дней после получения заявления.

«В ближайшем к дому офисе «Россгостраха» мне прямо заявили: «Вы же понимаете – мы агенты, работаем за процент, мы оформим полис только с дополнительными услугами». В офисе, где страховался в прошлый раз, сказали тоже самое, только там пришлось ещё 2 часа высидеть в очереди, - рассказывает Сергей Власов. – В общем, в итоге мне пришлось выложить 8,2 тыс. руб. вместо 6,5 тыс. И тут узнал о том, что с 1 июня деньги можно вернуть. Нашёл бланки на сайте компании, распечатал, заполнил, написал заявление. Его приняли».

И спустя семь дней разницу действительно возместили. Правда никто не удивится, если страховые компании снова что-нибудь придумают.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах