Тюремный бизнес. Как в кировских колониях трудоустраивают осуждённых?

В кировских колониях производят буквально всё: от сосисок и спецодежды до икон. © / УФСИН по Кировской области

77 миллионов рублей по искам

В исправительных учреждениях всегда актуальны три десятка профессий: токарь, сварщик, слесарь, электромонтер, каменщик, вальщик и другие. Если человек заходит «на срок», уже имея опыт работы по одной из таких специальностей, то в местах не столь отдалённых ему точно будет чем заняться.

   
   

В среднем осуждённые получают от пяти тысяч рублей, а некоторые успевают зарабатывать и все 25 в месяц! Так заключённые гасят исковые обязательства, наложенные судом. Только за 2018 год они выплатили 77 млн руб.

Общий оборот всех кировских колоний в прошлом году составил 815 млн руб., более высокие доходы исправительных учреждений отмечены всего в нескольких регионах страны. Примечательно, что 30% от всего производства кировчан составляет госзаказ.

«Мы производим буквально все: от сосисок до икон, - рассказал замначальника УФСИН России по Кировской области Олег Теленков. - Делаем пиломатериалы и тару, спецодежду и садовый инвентарь, нарды, шахматы и шкатулки. Востребованы мебель и пластиковые окна, также производим пельмени, котлеты, макароны, консервируем овощи».

Кировские колонии никогда не были убыточными, их экономика растёт и обзаводится новыми партнёрами и связями. Но привлекать «частников» им по-прежнему непросто.

10 тысяч «квадратов» пустует

На территории кировских колоний немало частных производств. Правда, местных предпринимателей «тюремный» бизнес мало привлекает. В основном своё дело разворачивают соседи из Татарстана и Удмуртии.

«Производственные мощности, площади у нас до сих пор задействованы не в полном объеме, - пояснил начальник отдела трудовой адаптации заключённых Андрей Желнин. - Есть большой госзаказ, есть партнеры внутри региона и за его пределами, но это не максимум того, что мы можем делать».

   
   

«Частники» уже разместили в кировских колониях производства брусчатки, пеллет, топливных брикетов и тротуарной плитки. Есть планы по созданию многих других товаров, площадок для этого достаточно.

«Можно поставить свое оборудование на территории любой из колоний либо просто составить заказ и реализовать готовые товары, - подчеркнул Олег Теленков. - Бизнесмен приходит на нашу площадку, аренда с него не взимается. Мы фактически даём промышленные помещения - приходи и работай!».

Точки роста на 2019 год уже известны: лесозаготовка и деревообработка, швейная и пищевая продукция.

«В прошлом году мы произвели продуктов питания на 100 миллионов рублей, а на этот год уже взяли заказов на 130 миллионов, - рассказал Андрей Желнин. - Здесь прирост 30%, а есть и другие сферы, по которым планируем увеличить выпуск продукции».

В УФСИН даже создали подразделение маркетинга, которое и занимается привлечением «частников». Однако бизнес-сообщество неохотно говорит о сотрудничестве с колониями.

«Есть стереотип, что коммерсант поставит у нас свое оборудование и больше уже не сможет забрать его, - пояснил Олег Теленков. - Это, конечно, миф. Работаем исключительно в правовом поле. Никто из предпринимателей, поработавших с нами, не пожалел об этом».

Промышленные площадки в «лесных» районах Кировской области пользуются спросом у бизнесменов, однако 10 тысяч «квадратов» в колониях всё ещё пустуют. Переговоры с «сетевиками» тоже идут тяжело: они порой пользуются отсрочкой платежа, а у исправительных учреждений нет права на такие риски.

Трудно конкурировать с крупными игроками

В работе кировских колоний есть свои особенности, которые подчас не позволяют «развернуться» в производстве товаров и услуг.

Все учреждения казенные, а вырученные ими средства - бюджетные. Федеральные законы ставят немало ограничений по процедурам закупки сырья и материалов, техники, запчастей.

«Кадрового голода нет, но есть «текучка», - рассказал Олег Теленков. - Люди приходят и уходят, срок осуждения закончился - потеряли работника, подчас хорошего».

Также колониям трудно конкурировать с крупными игроками на рынке. Исправительные учреждения не могут брать кредиты, вся работа завязана на Бюджетном кодексе.

В УФСИН продолжают переговоры с «сетевиками» и «частниками», компаниями из других регионов и сфер деятельности и надеются на расширение местного производства.

Смотрите также: