Идея не нова и вполне разумна, поскольку содержать преступников на деньги добросовестных и законопослушных граждан-налогоплательщиков не совсем правильно.
Есть и ещё один аспект - осуждённые из заработанных ими денег должны возмещать предъявленные к ним иски потерпевших или ущерб, нанесённый государству. К тому же считается, что, получив профессию, человек, выйдя на свободу, имеет меньше шансов снова попасть за колючую проволоку.
По словам Коршунова, предприятия ФСИН выпускают более 100 тысяч наименований товаров на общую сумму более 50 млрд рублей. И следует стремиться к тому, чтобы всё необходимое для системы делалось внутри неё.
Экономика «в клеточку»
Для Кировской области это весьма актуально, поскольку на территории региона находятся 19 исправительных учреждений.
Самым экономически выгодным является производство пиломатериалов и изделий из древесины. Эта продукция стабильно находит рынки сбыта и в нашей области, и за её пределами.
«Второе направление - производство изделий лёгкой промышленности (обувь для личного состава и спецконтингента, вещевое имущество, услуги пошива для сторонних организаций), - рассказал Олег Теленков, начальник отдела трудовой занятости спецконтингента УФСИН по Кировской области, - но оно зависимо от рыночной конъюнктуры, от колебаний курса доллара, из-за чего объёмы выпуска продукции в этом году упали».
Постоянный сбыт обеспечен и продуктам питания, поэтому в цехах УФСИН производят крупы, муку, хлеб, отруби, растительное масло, макаронные изделия, сосиски, овощные консервы. И планируют увеличить объёмы производства.
«Товаров, работ, услуг за год произведено более чем на 0,5 млрд рублей. К оплачиваемым работам привлечено 4500 человек - фактически работает каждый второй осуждённый. Учреждения имеют всё необходимое оборудование и средства для расширения действующих и организации новых производств, - отмечает Теленков. - Но наличие нерешённых вопросов препятствует развитию производственного сектора УИС области».
Законодатель удружил
В прошлом году учреждения ФСИН с лёгкой руки Минфина получили статус казённых со всеми вытекающими отсюда последствиями. Они обязаны соблюдать бюджетное законодательство, которое в принципе не рассчитано на то, чтобы предприятия зарабатывали деньги и получали прибыль. Схема такова: из бюджета выделяются средства - их необходимо освоить. Зачем же что-то производить?
«Получается, хотят скрестить ужа с ежом, - рассуждает Владимир Никитеев, начальник УФСИН России по Кировской области, - мы работаем в бюджетном правовом поле, а от нас требуют сохранения и наращивания производственных объёмов. Согласно требованиям ФЗ РФ № 44, чтобы купить, к примеру, сырьё или запчасти, нужно объявить аукцион, а пока он пройдёт, конъюнктура рынка может измениться, цена упадёт. В таких условиях мы пытаемся конкурировать с обычными предприятиями, которые продают и покупают, как и когда им удобно. Сегодня денег в казне нет, и сразу упало производство швейной продукции для нужд самой ФСИН - на 30 млн. рублей. Мы, конечно, нашли другой заказ, но всё зависит от энтузиазма отдельных сотрудников, а если строго следовать букве закона, то можно вообще никакой деятельности не вести, занимаясь только трудовой адаптацией».
Ещё одна проблема: если раньше можно было заработанные в результате предпринимательской деятельности деньги тратить на нужды исправительных учреждений, то теперь они теряются в общей массе. Во-первых, это не способствует развитию предпринимательской инициативы, во-вторых, не хватает средств на обновление основных фондов.
В УФСИН уверены: положение может спасти только государственный заказ на производство продукции. Как в старые добрые времена, до предприятий должен доводиться план, за выполнение которого полагается денежное вознаграждение. Тогда и можно будет говорить о самоокупаемости системы исправления наказаний, и о некоем подобии социальной справедливости применительно к обществу. Однако решение такого рода может принять только Госдума. А чтобы там узнали о проблеме, с инициативой должны выйти местные законотворцы из областного Законодательного собрания.