Любители теледетективов знают: как бы ни был закручен сюжет, очень часто последнее слово остаётся за экспертами. Именно они представляют решающие улики, которые изобличают преступника. Это в кино, а как в жизни?
В жизни, пожалуй, больше прозы и однообразного каждодневного труда. Но, как утверждает криминалист-химик Яков Скрябин, за 11 лет работы рутина его не засосала. Потому что, несмотря на повторяемость проводимых экспертиз, каждая из них ещё одна деталь в раскрытии преступления. И, по его словам, совсем не обидно, что лавры за это достаются, как правило, оперативникам и следователям.
Водку подделывают чаще
Елена Курбатова, АиФ: - Что входит в ваши служебные обязанности?
Яков Скрябин: - Я занимаюсь экспертизой наркотических средств, спиртосодержащих жидкостей, в том числе товарного алкоголя, исследованием нефтепродуктов и волокнистых материалов.
- Больше работаете в кабинете или в «поле»?
- В основном в лаборатории, но нас привлекают к дежурствам, во время которых мы выезжаем на места преступлении и в Кирове, и в области. Все специальные экспертизы для нужд полиции - химические, физические, медико-криминалистические, биологические и др. - проводятся только в нашем центре. За время дежурства по городу приходится иногда по 15 раз выезжать на различные происшествия - от кражи до убийства, работать по заявлениям о пропаже граждан. Также мы участвуем в охране общественного порядка, в том числе совместно с народными дружинниками.
- Сколько исследований проводится по вашей части?
- Работы либо много, либо очень много. Экспертизы назначаются каждый день - по кражам, убийствам, изъятым партиям алкоголя, наркотиков, по отравлениям химическими веществами.
- И что из спиртного подделывают чаще?
- Водку. Состав её может не соответствовать ГОСТу по осадку, объёмной доле спирта, микропримесям. Правда, отравиться ею сразу невозможно, как нельзя определить подделку на глаз. Нередко бутылки с контрафактным алкоголем снабжены поддельными федеральными специальными марками и ничем не отличаются от других. Поддельную водку можно найти даже на прилавках магазинов, в кафе. К счастью, технического спирта, который вызывает острые отравления и гибель людей, давно не попадалось.
Зато метанол зачастую обнаруживается в стеклоомывающих жидкостях для автомобилей, в которых должен содержаться изопропиловый спирт. Метиловый же является высокотоксичным и вообще запрещён к применению. Но такая продукция реализуется и в торговых точках, и с рук.
- А что входит в состав «фунфыриков»?
- Основные компоненты таких лосьонов - это спирт крепостью 75 градусов и парфюмерная композиция.
- Раньше коньяк подделывали, добавляя в спирт чайную заварку. Такое ещё случается?
- Бывает. Но сейчас подделки стали более качественные: вместо заварки используются красители и ароматизаторы.
- Нефтепродукты вы тоже исследуете на подлинность?
- Наша основная задача - сравнить образцы с похищенными бензином или дизельным топливом, чтобы доказать наличие кражи. Также мы определяем остаточное количество нефтепродуктов на месте пожара - чтобы выяснить, имел ли место поджог.
Заветный чемоданчик
- Лаборатория оснащена всем необходимым?
- В нашем распоряжении современные приборы, которые, к примеру, позволяют быстро, в течение часа, определить, какое именно наркотическое средство содержится в «спайсе». Для этих целей и используется хромотограф. Но в последнее время этих наркотиков на экспертизу поступает меньше. Вот в прошлом году, как вы помните, было много случаев отравлений, в том числе и со смертельным исходом. Одной из причин стало то, что тогда появилось новое вещество, которое на тот момент не относилось к запрещённым.
- Что находится в походном чемоданчике эксперта-криминалиста?
- Ничего сверхъестественного. В первую очередь необходим фотоаппарат. Если произошла кража, нужно выполнить фотосъёмку дома, подъезда, квартиры, каких-то деталей, которые могут иметь значение для раскрытия преступления: открытой форточки, разбитого стекла, разбросанных вещей. То же и по другим преступлениям. Затем идут дактилоскопические порошки, которыми обрабатываются поверхности для снятия следов рук, и кисточки для их нанесения. В последние годы закупали порошки производства США, которые хорошо себя зарекомендовали, но теперь, наверное, из-за сложной политической обстановки, возможно, от них откажутся. Впрочем, есть и российские.
- Отпечатки пальцев по-прежнему снимают скотчем?
- Да, и это идеальный вариант. Ничего другого и придумывать не надо.
- В кино пятна крови обычно обнаруживают при помощи портативного прибора. У вас такой есть?
- Имеются ультрафиолетовый осветитель для обнаружения следов крови и специальные тест-полоски, которые используются с той же целью.
Также мы берём с собой лупу, зеркало с выдвигающейся ручкой для обнаружения отпечатков пальцев в труднодоступных местах, одноразовые перчатки, фольгу для упаковки запаховых объектов, рулетку, пинцет, чтобы брать образцы волокон или волосы, скальпель, чтобы делать соскобы с поверхностей, специальные значки для обозначения улик, упаковочные материалы. Обязательно наличие дактилоскопической краски и специальных плёнок для снятия следов обуви. Есть дактилоскопы и без краски, но они стационарные - устанавливаются в отделах полиции. Мобильных - таких, как в сериалах, в нашем арсенале нет.
- Все полицейские страны используют именно такие чемоданчики?
- В общем, да. Правда, изначально в них не было гипса для заливки следов обуви, но ясно, что он необходим, и мы берём его с собой.
Следы всегда найдутся
- Есть такая расхожая фраза, что преступлений без улик не бывает. А в действительности?
- В общем, да. Что-то можно найти всегда. К тому же криминалистика шагнула далеко вперёд и продолжает развиваться по разным направлениям. Сейчас, к примеру, с места преступления часто берутся запаховые следы, оставленные на каких-то вещах. Запах является «биологической» подписью человека, поскольку он совершенно индивидуален. На предметах, обуви, одежде, к которым прикасался преступник, могут остаться его потожировые следы, выделяемые его кожей. И так далее.
- Почему вы выбрали эту профессию?
- В детстве мечтал стать милиционером - хотелось, чтобы в моём городе был порядок. Ну, и судьба привела в правоохранительные органы.
Досье
После окончания университета в 2014 г. был рекомендован преподавателем для работы в экспертно-криминалистическом центре областного УВД, куда и устроился на службу. Старший эксперт отдела специальных видов экспертиз, майор полиции.
Смотрите также:
- Кто в ответе? Грозит ли Кировской области исчезновение плодородных земель →
- Вне политики. Как иностранцы оценили кировскую систему наказаний →
- Подпись под лупой. Почерковед о важности рукописного письма →