Кировчане уже привыкли к электронным транспортным картам, хотя с момента их введения прошло менее 3 лет. С самого начала проект, за реализацию которого отвечала Центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта, преследовал несколько целей.
Три в одном
К примеру, для кировских школьников транспортная карта стала универсальной. Во-первых, они расплачиваются ею за проезд в общественном транспорте. Во-вторых, оплачивают питание в школьных столовых. И, в-третьих, она служит пропуском в учебные и другие учреждения, оснащённые турникетами и системами контроля доступа.
Новшество понравилось родителям, и, понятно, почему. С одной стороны, отпала необходимость звонить ребёнку всякий раз, чтобы понять, добрался ли он до школы: об этом теперь извещает смс.
С другой – не нужно давать дочери или сыну наличные деньги, которые те могут потерять (а иногда их могут и отнять) или потратить совсем не на то, что нужно: чипсы, сухарики, газировку, сладости и прочие вредные продукты. Кстати сказать, бывали случаи и похуже: в некоторых школах зафиксированы факты приобретения учащимися наркотических веществ – «спайсов». Вот и выдавай чаду после этого на карманные расходы…
Пополнение карт тоже не составляет труда – сделать это можно через терминалы самообслуживания банков-партнёров в их офисах или в крупных торговых центрах по всему городу.
Всё под контролем
- Уникальная система безналичной оплаты школьных обедов, которая запущена с сентября 2013 г. в 57 школах Кирова, уже доказала свою эффективность, - говорит Александр РЫБОЛОВЛЕВ, директор МБУ «ЦДС ГПТ». - Каждый день около 30 тыс. школьников пользуются нашими услугами, оплачивая обеды и завтраки в школьных столовых при помощи транспортных карт. Родители могут в «Личном кабинете» отследить, чем питается ребёнок, и какие суммы он на это тратит. Свой проект мы разрабатывали на основе приказа Минобразования, где есть рекомендации, касающиеся школьного питания: в них приветствуется именно безналичная оплата. Вы же помните, как было раньше: учащиеся сдавали деньги на обеды учителю, но сейчас это запрещено. Так что проще стало и педагогам: они не тратят время и силы на сбор наличности и ведение учёта, ведь иногда суммы скапливались весьма приличные.
Итак, благодаря безналичной оплате родители точно знают, что ребёнок питается правильно именно в школьной столовой, а не перекусывает всухомятку чем придётся. Кроме того, становится понятным, сколько средств он тратит на эти цели. И, наконец, пользование электронными картами – важный шаг к повышению финансовой грамотности школьников, ведь сейчас безналичная система оплаты товаров и услуг становится нормой.
Есть свои преимущества и для комбината школьного питания, с которым разработчики карт работают на договорной основе. Продажи в школьных столовых становятся более прозрачными и можно прогнозировать и доходы, и спрос. А уменьшение оборота наличных средств позволяет экономить.
Делимся опытом
- Есть серьёзный интерес к нашему проекту со стороны других регионов. Не без гордости скажу, что, наверное, половина России перебывала у нас в гостях, изучая опыт, - говорит Александр Аркадьевич. – Приезжали из Крыма, Москвы, Питера, Нижнего Новгорода, многих других городов. Понять, как работает наша система, стремятся генеральные директора АТП, представители региональной власти, руководители управлений образования. Проект был внедрён в рекордные сроки и поддерживается весьма небольшим штатом сотрудников. Показатель качества нашей работы – наличие одного претензионного отдела на весь немаленький, в общем-то, город. Все возникающие проблемы решаются оперативно, организована горячая линия, специализированный сайт. И самое главное – мы строго следим за нормативно-правовой базой, действуя строго в рамках законодательства РФ.
У кого деньги лишние?
Но удивительное дело: то, что вызывает живой интерес у наших дальних и ближних соседей, почему-то оказалось невостребованным в пределах одной области, в частности, во втором по величине городе региона – Кирово-Чепецке.
Точнее, безналичную оплату питания в школьных столовых там тоже пытаются внедрить, но занимаются этим не кировчане, а представители удмуртской фирмы. И между двумя системами – существенная разница. Родители кирово-чепецких школьников ощутили это довольно быстро. Обсуждая проблему в интернете, они указывают на многочисленные, с их точки зрения, недостатки, пожалуй, главный из которых – наличие абонентской платы за обслуживание электронных карт. В Кирове этого и в помине нет.
- Мы пошли, может, и не самым простым путём. Но администрация города утверждала концепцию проекта как социального, то есть без привлечения родительских средств, - поясняет Рыболовлев. - Особых преимуществ у нас нет, просто мы бюджетная организация и не ставим своей задачей заработать сверхприбыль. Ещё Уинстон Черчилль говорил, что есть две методики зарабатывания денег: продавать дёшево, но много или продавать дорого, но мало. Нам по душе первый подход, и он позволяет выйти проекту на самоокупаемость. У нас заключены уникальные договоры с банками о льготных условиях взаимодействия. За счёт этого себестоимость услуги очень низкая. Но родители чепецких школьников очень удивляются тому, что наша система работает бесплатно, денег за пользование картой мы не берём, и через терминалы самообслуживания банков не взимается никаких дополнительных комиссий.
Казалось бы, более выгодного предложения не найти, однако школы Кирово-Чепецка неохотно идут на сотрудничество, хотя данный вопрос находится в компетенции директоров учебных заведений.
- К нам не раз обращались родители кирово-чепецких школьников с вопросом о том, почему мы так медленно внедряем свою систему в их городе. Но мы же не можем насильно что-то внедрять – нужны желание и добрая воля руководства образовательных учреждений. В своё время мы проводили консультации с главами Кирово-Чепецка, с управлением образования города, директорами некоторых школ. Всем всё нравится, но договориться не получилось… Мы открыты для диалога и готовы рассказывать о своём проекте на родительских собраниях, однако кто-то должен нас туда пригласить. Пока же налицо слабая информированность родителей: по Чепецку распространяются слухи о том, что в Кирове система работает хуже и обходится дороже.
По словам Рыболовлева, предприятие готово к любым формам сотрудничества, но выбор остаётся за родителями учащихся. Мы живём в непростое время, и лишних денег ни у кого нет. Так стоит ли переплачивать за то, что можно получить бесплатно и в более качественном варианте?
А что в перспективе?
Уже сейчас транспортные карты действуют в Кирово-Чепецке и Слободском – как внутри этих городов и в пригородном сообщении. Пассажирам это нравится, и в ЦДС получают массу положительных отзывов и даже предложений о том, как улучшить работу электронных проездных.
- Сейчас мы работаем над внедрением системы бонусов в рамках политики лояльности держателей транспортных карт, - поделился Александр. – С их помощью можно будет получать скидки за отдельные услуги или при оплате товаров. Конечно, это далеко не всё, что нам хотелось бы осуществить, но пока всех секретов открывать не стану. Пусть новшества станут для наших клиентов приятным сюрпризом.
Смотрите также:
- В заложниках. В Малмыже часть жителей оказались отрезаны от цивилизации →
- Опасный мусор. Куда выбрасывать разбитые градусники и старые батарейки →
- Скрестить ужа с ежом. Почему учреждениям ФСИН нужен госзаказ →