В дипломе Людмилы значится «сказкотерапевт». Хотя многим название специальности и покажется странным, метод сказкотерапии в психологии довольно распространён, и о нём написаны серьёзные научные труды.
Сказка – одна из древнейших форм устного народного творчества, и появилась она отнюдь не ради развлечения: в ней концентрировались знания о мире, о добре и зле, основанные на опыте многих поколений.
По мнению тех, кто практикует сказкотерапию, в этих немудрёных историях можно найти ответы на все жизненно важные вопросы, с их помощью можно смоделировать любую ситуацию. Нужно лишь правильно прочитать и написать сказку.
Из глубины веков
Елена Курбатова, АиФ: - Почему всё-таки сказка?
Людмила Тюнькина: - Сказка – всё, что сказано. Для взрослых придумано много сказок – это и новости, и сериалы, и телешоу. Но все они делятся на добрые и злые, и у них всегда есть тайный шифр. Мы читаем сказки и пытаемся понять, что же в них зашифровано. Сказкотерапия – глубокое и осознанное погружение в себя.
- Терапия – это лечение. Что вы лечите?
- Мы не претендуем на лечение тела, не отбираем хлеб у врачей – работаем с мыслями, чувствами, ощущениями. Читаем и пишем сказки, и оздоровление души идёт за счёт точно подобранных слов. Сказкотерапия основывается на архетипах, которые выделила психолог, автор метода комплексной сказкотерапии Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Архетип – это древняя матрица, первичный закон, базовый смысл, который остаётся неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а действия архетипов остаются неизменными.
Есть мужские (воин, крестьянин, монарх, купец, философ, монах, раб) и женские архетипы – возлюбленная, мать и хранительница. С помощью этих образов мы диагностируем, в чём сложности, заблуждения человека, и начинаем «реставрацию» души.
- О чём говорят архетипы?
- Поясню на примере женских – они проще и понятнее. Архетип возлюбленной отвечает за взаимоотношения с мужчиной, за обновление этих отношений, матери – за рождение и воспитание детей, за творчество, за бизнес, хранительницы – за связь с родом, с семьёй, с внутренними сакральными структурами. В каждой женщине присутствуют все эти архетипы, и каждый из них, а иногда и все вместе могут «болеть».
- Когда показана сказкотерапия?
- Чаще всего это связано с внутренним неудовлетворением. Например, людям не нравится, что в их чувствах преобладают обида, вина, гнев, злость. Когда они захватывают власть во внутреннем мире человека, он страдает, и болезни души превращаются в телесные недуги. Пока этого не случилось, важно начать работу над собой, чтобы вернуть радость, доброту, благодарность. Для этого надо трудиться. Сказкотерапия даёт возможность освободиться от негативных чувств и наполнить себя благодатью.
- Кто они, ваши клиенты?
- Очень разные люди. Наверное, их объединяет желание что-то улучшить в своей жизни, получить качественный результат, а не просто ходить на тренинги. Возраст - от 20 лет и старше, есть и дети, но это отдельная категория. В основном женщины, причём разных профессий: педагоги, психологи, менеджеры, бухгалтеры, химики. Я работаю и с мужчинами, и с женщинами, но последние приходят чаще, и это объяснимо: женщины ответственны за обновление, а мужчины – за стабильность.
- А с депрессией сказки могут бороться?
- Депрессия – это отсутствие радости. Один из приёмов на занятиях – собирание маленьких чудес повседневности. Люди делятся тем, что с ними произошло за неделю, за месяц. Удаётся, может, и не сразу: кому-то через месяц-полтора, а кому-то - через год. Зато потом входит в привычку.
Сказка – ложь, да в ней намёк
- Как происходит сеанс сказкотерапии?
- В зависимости от ситуации, от того, с чем человек пришёл, выбираем методику. Есть игра «Мастер сказок», разработанная Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой, где все архетипические сюжеты (их 10) не только прописаны, но и нарисованы. Если ситуация известна, клиент выбирает одну из пяти карточек и определяет, в какой точке он находится – в начале, в середине или в конце сюжета. Если он затрудняется определить проблему, просто вытаскивает карточку наугад и каким-то сказочным образом попадает в точку. К каждой карточке есть задания и план сказки, по которому она пишется. Чаще всего мы делаем это вместе. Но методы сказкотерапии разнообразны. Я лишь предлагаю инструменты, а всё остальное люди делают сами: пишут и читают сказки, рассуждают о своём внутреннем мире, рисуют его, лепят. У нас много творчества: изготавливаем кукол, шьём, вышиваем, играем в сказки, даже поём.
- И людям действительно удаётся решить проблему?
- Да. Основное правило сказкотерапии: многократно повторённое символическое действие меняет реальность.
- Когда вы понимаете, что достигли нужного результата?
- Скорее, это определяет человек, который приходит. Если он обретает внутреннее равновесие, получает ответ на вопрос, с которым пришёл, или у него возникло хотя бы желание изменить что-то, я понимаю: мы на правильном пути и предстоит дальнейшая работа. Сказкотерапия – это не краткосрочные сессии, а достаточно длительный путь. Но есть, конечно, знания, умения, навыки, которых должен достичь обучающийся.
Осторожно: слово!
- Любые сказки подходят для терапии?
- Всё зависит от того, сказка добрая или злая. Если она добрая, она исцеляет, укрепляет человека, а если злая – разрушает его.
- То есть слово – мощная сила?
- Это грозное оружие. Не зря говорят об информационной войне: это воздействие невидимо, но с помощью слова происходит разрушение и целого народа, и отдельной личности.
- Что же делать? Не смотреть выпуски новостей?
- Искать добрые новости, например, на канале «Культура».
- Многих они не впечатляют.
- А это уже зависимость от острых ощущений: чтобы быть в тонусе, требуется напряжение. Но это низкие частоты, которые порождают и агрессию, и отлив сил.
- Какие слова надо употреблять как можно реже?
- Все, которые несут энергию разрушения: проклятия, обвинения, упрёки. Можно ведь сказать человеку, что он не прав, по-разному. Например, поругать ребёнка: «Ах ты, грязнуля, руки не моешь!» Или рассказать ему, что происходит, когда он не моет руки, и сделать это с помощью сказки. С одной стороны, просто, с другой – достаточно сложно: потому что я или скажу два слова, или придумаю целую историю.
- От чего вы получаете наибольшее удовлетворение в работе?
- Мне нравится и процесс, и результат. Не могу сказать, что все мои клиенты уходят в радости, но с какими-то вопросами к себе они точно уходят. Как их жизнь продолжится дальше, будут они заниматься со мной или нет – для меня неважно. Важно, что человек повернулся лицом к себе и начал изучать свой внутренний мир. Всё начинается с ответственности за себя, свои мысли, чувства, поступки.
Досье
Смотрите также:
- «Причиняем боль, чтобы избавить от неё». Хирург о своей работе и пациентах →
- Год несбывшихся надежд. Чем запомнится жителям области уходящий 2016-й →
- Быть доброй - не модно. Психолог о женской жестокости →