А передавать было что: 400 га земли, свиноферму, современное овощехранилище. Хозяйство Савковых крепкое, почти 25 лет специализируется на выращивание картофеля, используя современные технологии и сорта.
Особая гордость семьи - родовое гнездо: ухоженная усадьба и большой красивый дом, под крышей которого растут теперь внуки Валерия.
Зов предков
Наверное, этот путь был предначертан ему изначально, но кому же известна его судьба?
В 80-е годы Валерий Савков, перебравшись на родину жены, сначала преподавал в Котельничском кооперативном училище, которое выпускало работников торговли и общепита, потом стал его директором. Его супруга Людмила трудилась в отделе кадров воинской части. Бытовая неустроенность осталась позади: Савковы получили приличную квартиру, в семье росли двое сыновей, и, казалось, что ещё нужно рядовому жителю районного центра? Но грянула перестройка, случился развал СССР и началась история новой России. Её первый президент Борис Ельцин объявил о масштабной земельной реформы. Идея раздать землю фермерам была неплоха, считает Савков, но воплощение, как всегда, подкачало. Тем не менее, извечная крестьянская мечта - о собственном земельном наделе - запала ему в душу. Предки-то все на земле трудились, с неё кормились, за неё и пострадали: и у Валерия, и у Людмилы дедов раскулачили и репрессировали.
Шёл 1991-й год. Первый участок Савков получил в тех самых Лёвичах, которые, хотя и находятся не очень далеко от районного центра, вполне могли считаться отрезанными от цивилизации. Там не было ничего, кроме трёх домов барачного типа, построенных в 1937-м году, и десятка жителей.
Неудивительно, что Людмила восприняла идею переезда в штыки. На тот момент младшему сыну Максиму едва исполнилось шесть лет, а старшему Никите - семь с половиной. Учиться им предстояло в школе соседнего села, жить там же - в интернате, выбираясь домой лишь на выходные да на каникулы. Впрочем, и дома-то как такового не было - поселились в одной из квартир барака. На глазах Савковых деревню покинул последний житель.
Начинали с 9 га земли, полуразвалившегося подсобного хозяйства психбольницы, 4 свиноматок, 4 нетелей и лошади породы тяжеловоз с жеребёнком. Первые кредиты были льготными - под 8% годовых, зато остальные - под 215%. Как хочешь - так и развивайся. Знакомые крутили пальцем у виска: мол, зачем вам это надо? Но отступать Савков и не думал.
«Лошадь и плуг - вот наша первая техника! - рассказывает Людмила. - Как это ни смешно, но так и было. На ней и косили, и корма возили. Трактор в хозяйстве появился только года через два».
Поначалу сажали несколько соток картошки. Сначала работали вдвоём, и одному богу известно, насколько тяжело это давалось.
«Я не верила в эту затею и придерживалась мнения, что русских мужиков снова обманули - много чего пообещали, но ничего не дали, - продолжает Людмила Ивановна. - Многие считали, что получат льготные кредиты, быстро пойдут в гору и разбогатеют. Только этого не произошло, мы ведь в России живём. Не говорят, на земле будешь горбат, но не богат. И большая часть тех, кто ринулся в фермеры, сразу же отсеялись, потому что надо не работать, а пахать, и не 8 часов, а 24 часа в сутки. Чтобы выжить».
Если бы не она…
Наверное, стоит сказать несколько слов об этой удивительной женщине - Людмиле Савковой. Честно говоря, далеко не каждая хотела бы оказаться на её месте: уж очень зыбким было будущее, не предвещавшее ничего, кроме тяжёлого труда.
«Я её прекрасно понимал, - говорит Валерий. - Более того, слова жены могли оказаться и пророческими, если бы она не встала со мной плечом к плечу, чтобы работать и жить. Мы вместе начали строить дом. Именно её поддержка меня и вдохновила. Через несколько лет, возможно, я бы устал, выдохся и всё забросил, но благодаря тому, что она поверила в меня, в то, чем я занимаюсь, мы стали динамично развиваться».
«Многие спрашивают, что меня удержало в тот момент? - вспоминает Людмила Савкова. - Двое сыновей. Были бы дочки, нога бы моя не ступила на эту землю. Но парням нужен пример, отец очень их любил, и мальчишки в нём души не чаяли. Большой грех оставить детей без отца».
Людмила родилась на Вятке, Валерий - в Сибири. А встретились они в крымских горах - в турпоходе. И знакомы-то были всего пять дней, но после трёх недель перелётов из Новосибирска в Ленинград, где Людмила училась, решили больше не разлучаться. И вот уже 32 года вместе. Сколько всего пройдено, пережито, сказано. Но эти два человека были явно созданы друг для друга. И при любом удобном случае Валерий Никитич подчёркивает, как много значит супруга в его жизни. Не будь её, такой терпеливой, трудолюбивой, мудрой, не было бы и того, чем сейчас он так гордится.
Свиньям - отдельное спасибо
Первое время в хозяйстве кого только не было: лошади, коровы, свиноматки, курицы, хорьки. Но постепенно Савковы отказались от разведения других животных, кроме свиней.
«Нас эти свиньи в буквальном смысле слова в люди вывели. Были такие моменты, когда свиней на откорм не держали - только свиноматок, от которых продавали поросят. Дохода, пока они беременные, никакого. Ни мяса, ни картофеля на продажу нет, не на что даже в магазин сходить. Спасли нас те же свиньи. Питались мы только собственной картошкой, всё остальное - хлеб, молоко, овощи - давали соседи под будущих поросят.
А сегодня мне настойчиво говорят: убирай свиней - разводи баранов или кроликов. Но мы этого не хотим».
Для небольших свиноводческих хозяйств настали сложные времена. В связи с угрозой африканской чумы свиней им либо нужно выполнить невыполнимое, либо исчезнуть.
Самый главный капитал
Постепенно жизнь в Лёвичах стала налаживаться. Построили дом и дорогу, расширили хозяйство, вырастили сыновей, которых с детства приучали к труду. Даже учебный год у них - что в школе, что в вузе - начинался, когда был убран картофель с полей. И первую зарплату они получили у отца. Когда настало время выбора пути для Никиты и Максима, родители, конечно, переживали.
«Мы всегда ждали их решения, но никогда не давили на сыновей, - говорит глава семьи. - Младшему Максиму неоднократно и настойчиво предлагали ещё во время учёбы остаться на кафедре, чтобы со временем её возглавить. Но он категорически отказался».
Дети продолжили дело отца, и он считает это едва ли не главной своей победой.
«Я пошёл на это не из-за кредитов, обещанных ельцинским правительством, не ради каких-то поблажек и преференций - меня грело ощущение того, что я - хозяин земли. Я хожу по собственной земле, и вот эта благодать - другого слова не подберу - поднимается от пяток до макушки, проходит через меня. Я поражён, почему в России в сознании людей так и не укоренилось, что земля - основный капитал. Но у нас она является таковой только в пригороде, где её можно выгодно продать под строительство коттеджей.
Земля-матушка, кормилица, если ей кланяться, то она тебя, как любая мать, голодным не оставит. И в сознание моих сыновей это вложено».
На вопрос, чем сейчас занимаются Савковы, отвечают: «Живём друг для друга, живём любовью к внукам - у нас их шестеро. И строим планы - хотим развивать экотуризм. Тем более условия позволяют: у нас очень красивые места, уютный дом, усадьба, парк, пруды». Государство вроде как обещает поддержку, и по опыту Валерий знает: как бы ни было трудно, иди первым. Так что мы, возможно, ещё услышим о семье Савковых в новой ипостаси.
Смотрите также:
- Лаборатория под небом. Селекционер об импортозамещении и продуктах будущего →
- Удивительная четверка. Как живет семья, в которой родились четверняшки →
- Счёт за горшок. Почему родители фактически содержат детсады →