Важный день. Что ждёт кировских школьников в новом учебном году

Евгения Обымахо / АиФ

Чем бы мы ни занимались, этот день, 1 сентября, был в жизни каждого из нас. Он как некая постоянная величина. С другой стороны – сложно найти такую сферу деятельности, которая столь же часто подвергалась реформам, как образование. Сложно даже припомнить все изменения, произошедшие в нём хотя бы за последние 10 лет.

   
   

О том, хорошо это или плохо, спорят, как правило, другие – учителя просто работают, пытаясь выполнить очередные (дай бог, если осмысленные) требования. Как обычно, 1 сентября в 561 школе региона прозвенят звонки, а своё место в классах займут 126 тысяч 115 учеников. Так что же ждёт сферу образования региона в предстоящем учебном году?

Без знаний не оставят

Елена Курбатова, АиФ: - Демографическая ситуация у нас оставляет желать лучшего, и школы закрываются. Много ли таких в этом году?

Александр Измайлов: - Школу закрывают только в том случае, если в населённом пункте не остаётся детей, или их слишком мало для комплектования классов. По данным глав муниципальных образований, в области будут закрыты или реорганизованы 17 школ, в которых осталось по 1-3 ученика: в Богородском, Зуевском, Подосиновском, Санчурском, Советском, Яранском, Опаринском районах. Не возобновит свою работу и начальная школа в Слободском районе – там просто нет детей. Но все ребята получат образование в других населённых пунктах, куда их доставят школьными автобусами.

- А их у нас хватает?

- В области 247 школьных автобусов, которые перевозят свыше 5 тысяч учащихся. В целом, транспорта достаточно. Проблема в другом – техника стареет. Немалая её часть была приобретена в 2006-2009 годы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», поэтому в ближайшее время потребуют замены около 80 автобусов.

Так как школы в малонаселенных пунктах закрывают, детей возят учиться в соседние. Фото: www.russianlook.com

- Но если на селе школьников не хватает, то в Кирове учащиеся даже начальных классов учатся во вторую смену. Не противоречит ли это закону?

   
   

- Прямых указаний о недопустимости обучения во вторую смену в законе об образовании нет. Однако существуют санитарные правила и нормы (СанПиН). Согласно им в учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано только в первую смену. То же касается школ с углублённым изучением отдельных предметов, лицеев и гимназий.

В прошлом учебном году в две смены работали 82 школы – это 14% от общего числа. Одна из задач министерства на ближайшую перспективу – перевод всех школ на режим работы в одну смену. Чтобы решить её, вместе с органами местного самоуправления мы намерены проанализировать демографическую ситуацию, миграционные потоки и имеющиеся у нас ресурсы.

- Есть информация, что за 10 лет в области будет построено 14 школ. Уже известно, где и в какие сроки?

- Министерство образования и науки РФ разработало программу по поддержке региональных бюджетов в части создания новых мест в системе школьного образования, и мы рассчитываем в неё войти. Как только это произойдёт, можно будет говорить о конкретных объектах.

- Не первый год встаёт вопрос о том, что грядёт сокращение учреждений допобразования. Так неужели худшее всё же случится?

- Правительство РФ утвердило концепцию развития дополнительного образования, основная задача которой – придать ему второе дыхание. Есть понимание того, что данный ресурс играет большую роль не только в обучении, но и в воспитании и социализации детей, позволяя каждому ребёнку раскрыть свои таланты и способности. Разумеется, такой подход не предусматривает сокращения расходов.

Учить издалека

- Как обстоят дела в городских и сельских школах с применением современных информационных технологий?

- Все школы области подключены к сети интернет, и скорость подключения постепенно увеличивается. Особенно важно, чтобы качественное образование получили дети из отдалённых сёл и деревень, где вообще нет школ или отсутствуют преподаватели того или иного предмета. С этой целью 6 лет назад был создан Центр дистанционного обучения, который весьма востребован. Самые популярные предметы, изучаемые дистанционно, - иностранные языки, информатика и химия. К слову сказать, качество образования в данном случае не страдает.

В этом году начнётся реализация нового проекта дистанционной службы психолого-педагогической поддержки. Он поможет сельским школам решить проблему отсутствия таких специалистов, как логопед, психолог и социальный педагог. Заявки на участие подали 9 образовательных организаций из 7 районов.

Некоторые ребята вынуждены учиться дистанционно. Фото: АиФ/ Галина Кирюшина

- Кстати, насчёт психологов – они должны быть в школах? Или родителям нужно приглашать их со стороны и оплачивать из своего кармана?

- Штатное расписание составляет руководитель общеобразовательного учреждения. Позиция же министерства такова: в школе, тем более крупной, должны быть и психолог, и социальный педагог, потому что всё, что касается психологического сопровождения учащихся, - очень важно. Тем более нынешние дети не похожи на тех, что были 15-20 лет назад. Процесс работы с каждым учеником должен быть комплексным, особенно если в классе есть межличностные конфликты, тем более в подростковый период. Если родителям советуют самим искать психолога – это неправильно.

- Детский омбудсмен Владимир Шабардин говорит о росте конфликтов в школах. На ваш взгляд, такая проблема существует?

- Конфликты случаются везде, но иногда на каком-то одном примере делают вывод о состоянии всей системы образования. Встречаясь с молодыми педагогами, понимаешь: по большому счёту вчерашний выпускник вуза не совсем готов к работе как с учениками, так и с их родителями и с коллегами. Ему не хватает опыта. И перед институтом развития образования Кировской области поставлена задача - в период адаптации молодого педагога повышать его квалификацию в плане выстраивания отношений с учащимися, родителями и учительским коллективом.

Где найти учителя?

- Насколько велик дефицит кадров в сфере образования?

- По состоянию на 1 июля, количество свободных вакансий составляло 479, из них 103 – в детских садах, 314 – в школах. Наиболее востребованными остаются учителя иностранного языка, математики, начальных классов, русского языка и литературы, физической культуры. 68% педагогов составляют те, чей стаж работы превысил 20 лет. Причины нехватки педагогических кадров хорошо известны: невысокий уровень зарплаты у молодых специалистов, отсутствие жилья и перспектив его приобретения, мотивации к работе, низкий уровень развития инфраструктуры на селе.

Молодым учителям трудно влиться в учебный процесс. Фото: Shutterstock.com

- Так что же делать?

- Есть практика целевого обучения студентов в ВятГГУ – заключено 158 таких договоров как с министерством, так и со школами и с муниципальными образованиями. Чтобы привлечь молодые кадры в образовательные организации, продолжим проект по предоставлению студентам педагогических специальностей стипендий в размере 5 тысяч рублей. Первые 43 выпускника ВятГГУ, получавшие её, идут работать в образовательные школы региона. Причём почти половина их вернётся в свои муниципальные образования. А в проекте сегодня участвуют 120 студентов.

Для молодых учителей предусмотрен ряд социальных выплат, пособий, премий. Например, тем, кто приходит работать в сельские школы, полагается 100 тысяч рублей «подъёмных», а также компенсация на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения педагогам. 50 тысяч рублей – единовременное денежное пособие для молодых специалистов, устраивающихся на работу в городские общеобразовательные учреждения. Денежное поощрение получают педагоги, удостоенные почётных званий, награждённые знаком «Педагогическая слава», победители конкурсов «Учитель года»  и «Лучший мастер производственного обучения».

Мы прекрасно понимаем, что профессия учителя должна оставаться привлекательной, в педагогические вузы должны идти хорошо подготовленные абитуриенты, а на работу в школы – их лучшие выпускники.

Досье

Александр Измайлов. Родился 13 июля 1965 года. Окончил Кировский государственный пединститут им. В.И. Ленина по специальности «учитель немецкого и английского языков». По окончании вуза работал  учителем иностранного языка в школах Нововятска.

С 1999 года занимал различные должности в департаменте образования области. С 3 августа 2015 года назначен министром образования региона. Кандидат педагогических наук. Награждён нагрудным знаком «Почётный работник общего образования РФ», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Смотрите также: