Всё как по нотам. Константин Маслюк — об итогах сезона

Пресс-служба Вятской областной филармонии / Предоставлено автором

Радушный приём

- Константин Александрович, завершается очередной концертный сезон, который запомнился публике гостями с мировым именем, как вам удается «затащить» музыкантов в глубинку?

   
   

- Более 30 лет я связан с Московской консерваторией: вначале учился в школе при консерватории, потом получил высшее образование и окончил аспирантуру, сейчас преподаю. Так что, в московском музыкальном мире я нахожусь довольно долго и со многими музыкантами знаком лично. Для того, чтобы пригласить кого-то в качестве солиста, мне не нужно связываться с агентами — я могу договориться с интересующим меня исполнителем напрямую, пользуясь нашим знакомством. Те музыканты, с которыми мы сотрудничаем, знают, что к совместному выступлению оркестр обязательно подготовится, солисту окажут должный прием, на концерт придёт радушная и отзывчивая публика. На моей памяти никто из приглашенных исполнителей не уезжал из Вятки разочарованным.

- Каждый концерт симфонического оркестра - это событие в музыкальной жизни Кирова. Трудно ли постоянно держать высокую планку?

- У нас не так много концертов и проходных выступлений мы не можем себе позволить. Мы задумываем наши программы таким образом, чтобы чем-то привлечь слушателей. Например, в этом году мы отметили 175-летие со дня рождения Римского-Корсакова. Состоялся прекрасный концерт, где звучали произведения, которые раньше в Кирове не играли: прелюдия-кантата «Из Гомера» и фортепианный концерт. Знаменитая «Шахерезада» не была для нашего города премьерой, но последний раз она здесь звучала почти двадцать лет назад ещё под управлением Валерия Александровича Раевского. Между прочим, это не самое простое для исполнителей произведение, и я очень рад, что оркестр сыграл его блестяще!

- В этом сезоне оркестру удалось выехать на гастроли в Сыктывкар, как принимала публика в другом регионе?

- Поездка к нашим соседям — наша совместная с директором филармонии Андреем Скальным идея, до этого оркестр не ездил на гастроли на протяжении пяти лет. Очень рад, что она была реализована, причём исключительно нашими силами, без чьей-либо поддержки. Значение этого события трудно переоценить. Гастроли меняют отношение музыкантов к делу: для них это повод продемонстрировать свои лучшие качества, им хочется не ударить в грязь лицом, показать, что мы можем. Думаю, что это был один из самых лучших концертов оркестра за всю историю существования коллектива. Сыктывкарская публика семь раз вызывала нас «на бис»!

Успешный тандем

- В этом году наш симфонический оркестр впервые выступил с рок-музыкантами — «Торбой—на—Круче». Считаете ли вы этот эксперимент удавшимся?

   
   

- Выступления симфонического оркестра с рокерами сейчас очень востребованы у публики, и зная об этом, мы с руководством филармонии долгое время обдумывали возможность реализации такого проекта. На каждом этапе подготовки мы сталкивались с огромным количеством трудностей, в первую очередь, технических, но, преодолев все эти сложности, я могу с уверенностью сказать, что мы готовы продолжать подобные эксперименты. Концерт прошел с большим успехом, и я рад, что многие молодые люди узнали о том, что в городе есть прекрасный симфонический оркестр!

- Легко ли рокеры уживались с музыкантами оркестра?

- Легко! У лидера «Торбы» Максима Иванова академическое образование, он окончил Санкт-Петербургскую консерваторию и прекрасно знал, какой именно результат ему хотелось бы получить от работы с оркестром. Любопытно, что когда-то «Deep Purple» впервые выступили с музыкантами Лондонского симфонического оркестра, и поиски общего языка между представителями разных жанров были очень болезненными. У нас ничего подобного не было — коллективы сразу влились в работу и получился отличный концерт.

- Эксперимент с рокерами ориентирован, как ни крути, на популяризацию симфонической музыки среди молодежи, а что вы делаете для детей?

- У нас с большим успехом идет проект «Сказки с оркестром». В будущем сезоне наших юных слушателей и их родителей ждут сказки Андерсена. Мы пригласили принять участие в этом цикле актеров театра на Спасской и драматического театра. К тому же в октябре нас ждет мировая премьера. Я попросил одного из самых известных современных композиторов Ефрема Подгайца написать произведение специально для нашего оркестра и он согласился. Это будет сказка Андерсена «Пастушка и трубочист» — текст будет читать сам Ефрем Иосифович. Убеждён, что вслед за нами это произведение захотят сыграть и услышать во многих российских городах!

- Вы продолжаете сотрудничать с балетной школой, летом кировчан ждет премьера «Жизели», почему вы остановились на этом произведении?

- У нашего кировского балетного коллектива есть в репертуаре постановка «Жизели», но они в течение многих лет танцевали этот балет под фонограмму. Мы решили, что участие оркестра придаст этой постановке другой масштаб. К тому же «Жизель» — это красивая, романтическая история, которая прекрасно прозвучит летним вечером.

Менеджер или творец?

- В кулуарах не прекращается полемика вокруг вопроса, кто должен быть во главе учреждений культуры — эффективный менеджер или личность, деятель искусства. Какова ваша точка зрения?

- А разве эти качества не могут сочетаться? В этом отношении Вятской филармонии повезло: директор филармонии Андрей Скальный, с моей точки зрения — это очень эффективный менеджер. За время его работы в качестве руководителя доходы филармонии увеличились почти в три раза. Но и творческая, содержательная часть при этом не только не пострадала, но и приобрела новое качество, причём во многих интересных и нужных начинаниях Андрей Борисович принял личное участие.

Культура — очень консервативная сфера по сути своей, и инновационные решения, являющиеся ключевыми в научно-технической сфере, в области культуры необходимо внедрять крайне осторожно. Культура — это, в первую очередь, традиции, у нашего симфонического оркестра они есть, и наша главная задача — эти традиции сберечь, обогатить и приумножить. К тому же все наши оркестранты — это для нашего региона уникальные специалисты, поэтому мы ценим и бережем этих людей. Я рад, что в нашей организации сложились такие отношения, когда руководство оркестров и руководство филармонии находятся, как говорится, на одной волне - так бывает далеко не всегда.

- Константин Александрович, совсем скоро оркестр уйдет на каникулы, есть ли планы на новый сезон?

- В будущем году оркестру исполняется 60 лет и мы решили провести все связанные с этим торжества осенью 2020-го. Весна следующего года будет посвящена 75-летию Победы — это важнейшая для нашей страны дата, и мы постараемся внести свой вклад в празднование юбилея. Осенью этого года состоится межрегиональный музыкальный фестиваль «Земляки. Возвращение на Вятку», который мы впервые провели два года назад совместно с Вятским оркестром русских народных инструментов имени Ф. И. Шаляпина и Вятским камерным оркестром. Мы вновь пригласим тех артистов, которые здесь родились, но сейчас живут и работают в других городах. 28 сентября мы откроем сезон рахманиновской программой с участием выдающейся пианистки Екатерины Мечетиной. Наш традиционный фестиваль «Вятская весна» откроет французская скрипачка Соленн Пайдасси, это будет программа к 250-летию со дня рождения Бетховена. Завершит наш сезон джазовая программа, посвященная Гершвину. Конечно, мы продолжим сотрудничество с Театром балета города Кирова. И вообще, мы готовим много ярких и интересных событий.

- Константин Александрович, вот уже 15 лет ваша творческая карьера так или иначе связана с Вяткой, что вас тут держит?

Город — это не здания, это люди! Я родился и вырос в Сибири, и менталитет жителей южных регионов мне, например, совсем не близок. А на Вятке мне очень нравится.

Смотрите также: