Ах, ты доля. Почему в регионе так много невостребованных земель

Олеся Куватова / АиФ

На вопрос, почему земли не востребованы кировчанами, ответ, наверное, прост: будь это чернозём, хозяева нашлись быстро, но наши лесные дерново-подзолистые почвы, глина и песок малоплодородны. И, прежде чем что-то на них вырастить, надо вложить много денег и труда.

   
   

Нужна ли земля народу?

Когда шла приватизация сельскохозяйственных угодий, в общую долевую собственность граждан государство безвозмездно передало более 2,2 млн гектаров земли, что составило 229 тысяч земельных долей. Разумеется, они были разными: кому-то достался участок чуть ли не в болоте, вдали от дорог и населённых пунктов, кому-то, напротив, повезло: и место хорошее, и почва относительно плодородная. Понятно, что владельцы первых постарались побыстрее забыть о своей «нелёгкой» доле, а хозяева вторых, если не пользуются землёй сами, то давно пристроили её в хорошие руки.

Предприятия АПК и крестьянские (фермерские) хозяйства приобрели у населения около 700 тысяч гектаров, оформив их в собственность. Но это лишь 31% от общей площади приватизированных земель, ещё 30% долей, некогда выделенных гражданам колхозами и совхозами, остаются невостребованными, читай: бесхозяйными.

Нет стимула

Федеральный закон №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предписывает, что такие участки должны приобрести статус объектов недвижимости, то есть иметь установленные границы и конкретных собственников. Заниматься этим должны главы сельских поселений. Либо они находят хозяев или их наследников, либо оформляют земли в собственность муниципалитетов.

В соответствии с вышеупомянутым законом (в редакции, действовавшей до 1 июля 2011 г.) суды признали право собственности на 85 земельных участков, причём в основном неиспользуемых и плохого качества, оценив их по кадастровой стоимости. В общем, это капля в море, а объём работы просто гигантский – тысячи гектаров. Чтобы принять их на баланс, администрациям сельских поселений не хватает ни людских, ни материальных ресурсов. Но самое главное, считают руководители АПК, у сельских чиновников нет стимула, чтобы всем этим заниматься, а закон не предусматривает никакой ответственности за бездействие.

«Это работисто, а выгоды немного, - считает генеральный директор Ассоциации сельскохозяйственных кооперативов «Вяткаплем» Фаат Хайруллин. – Земель, которые официально никому не принадлежат, немало. Они востребованы сельхозпредприятиями, и те их обрабатывают на свой страх и риск, потому что завтра может объявиться собственник и сказать: «Это - моё». Есть, конечно, и не самые плодородные, не вблизи населённых пунктов - они действительно брошены. И спросить за них некому, если, например, появилась несанкционированная свалка».

Кстати, отвечать за эти самые свалки или за то, что земля зарастает борщевиком, не хотят и главы сельских поселений. И это ещё одна причина, почему они не желают заниматься оформлением долей в муниципальную собственность. А ведь могли бы получать арендную плату и земельный налог, пополняя свои скудные бюджеты.    
   

Хотят, но не могут

«Из 8 тысяч га, которые обрабатывает наше хозяйство, в его собственности всего 2 тысячи. Остальные – те самые невостребованные доли. Мы взяли один участок, распахали, потому что он уже начал зарастать лесом, и я предложил главе администрации: сдай в аренду. А он: «Зачем мне это нужно? Денег на зарплату хватает», - говорит председатель СХПК Им. Кирова, член Общественной палаты Кировской области Борис Ожегин.

Оформить в собственность хозяйства эти участки он тоже не может, хотя готов даже заплатить авансом за проведение всех процедур. Но инициатива должна исходить от местных властей.

Кстати, за каждый гектар обрабатываемой земли хозяйства получают так называемые погектарные. Это мировая практика, только суммы поддержки разнятся: в США – 600 долларов, в странах Европы – 400 евро, а в у нас – 180 рублей. Но даже этих денег аграрии лишаться не хотят, и, от греха подальше, подавая сведения об обрабатываемых землях, не включают туда те, что относятся к невостребованным.

Между тем, доли у собственников или их наследников скупают коммерсанты по 30-40 тысяч рублей. Ни одно сельхозпредприятие позволить себе этого не может.

«В собственность региона оформлено 257 тысяч га невостребованных земель, - продолжает Хайруллин. - Недавно принят закон области о том, что сельхозпредприятие, которое 6 лет арендует эти участки, может выкупить их за 1,5% от кадастровой стоимости».

Инициатива хорошая, но опять же касается далеко не всех неиспользуемых земель.

По мнению представителей АПК, ситуацию можно исправить, если внести в Стратегию развития области, которая сейчас разрабатывается, критерии оценки деятельности глав муниципалитетов, чтобы одним из них стали результаты работы с невостребованными земельными долями. Но это когда ещё будет.

Смотрите также: