В Контрольно-счётной палате Кировской области опубликовали данные об исполнении регионального бюджета за шесть месяцев 2020 года. Увы, не всё так радужно, как пытаются показать власти.
Есть ли доходы?
Закон о бюджете региона (на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов — ред.) за шесть месяцев «перекраивали» дважды.
Плановые назначения по доходам выросли 3,15 млрд рублей (на 5,2%), а по расходам — на 6,61 млрд рублей (на 10,9%). Дефицит ожидается на уровне 971,8 млн рублей. Финансировать его будут деньги, остававшиеся в казне на начало года.
За первое полугодие в бюджет поступило 31,7 млрд рублей доходов. Рост к аналогичному периоду 2019-го составил 15,8%. Но при этом налоговых и неналоговых (например, от штрафов и санкций) доходов стало меньше на 1,9 млрд рублей.
Чиновники считают, что бизнес сейчас чувствует себя комфортно: люди уже не сидят по домам, многие сферы вернулись к работе после карантинных ограничений. Но неужели указанное падение на 1,9 млрд рублей никак не увязывается с пандемией? Верится слабо.
КСП утверждает: налоги на прибыль организаций упали на 1,8 млрд рублей, на совокупный доход — почти на 190 млн рублей, на имущество организаций — на 175,5 млн рублей. Аудиторы связывают это именно с ограничениями работы предприятий.
Большую часть налоговых доходов традиционно обеспечили НДФЛ, акцизы и налог на прибыль организаций. Из неналоговых самыми «доходными» стали плата за использование лесов, а также отчисления по штрафам и санкциям.
Федеральная казна «раскошелилась» на 16,6 млрд рублей. Эта сумма в 1,6 раза больше, чем трансферты по итогам аналогичного периода 2019-го.
Недоимка в областной бюджет (без учёта банкротов) оценена в 1,08 млрд рублей. С начала года она выросла на 35,5%.
На что (не) тратимся?
Расходы за 6 месяцев составили почти 31,2 млрд рублей. Исполнение бюджета идёт по 25 госпрограммам — на них ушло 99,5% от этой суммы.
Причём по пяти программам не потрачено и 40% от годового плана. А «Формирование современной городской среды в населённых пунктах Кировской области» исполнено и вовсе на 9,4%. Основные причины такого низкого освоения — пандемия и контракты, рассчитанные на оплату ближе к концу года.
Про отдельные мероприятия, кажется, власти попросту забыли. Иначе чем объяснить цифры по ремонту дорог с твёрдым покрытием в населённых пунктах — 1,2% от плановых 615,7 млн рублей? На некоторые торги вообще не было заявок — с кем тогда заключать контракты?
А деньги на «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства Кировской области» освоены всего на 0,2%! Хотя выделено на эти туманные цели 385,5 млн рублей.
Кроме того, в 2020 году регион должен был получить пять новых автопунктов весогабаритного контроля. Но документы были составлены так плохо, что теперь два пункта предлагают установить в 2021 году, а три — в 2022-м. Не слишком ли много просчётов для работы одного министерства? Чиновникам «от транспорта» пора всерьёз задуматься о решении этих проблем.
Успели «отличиться» и власти Кирова: захотели потратить 120 млн рублей на внедрение интеллектуальной транспортной системы, но тоже не смогли грамотно составить заявку в Росавтодор. Итог — аналогичный перенос планов на следующий сезон.
В Омутнинске и Советске нарушены сроки реализации проектов-победителей всероссийских конкурсов. По всему региону не успевают ремонтировать дворы жилых домов: сделано менее 10% от плана. По 24 адресам к работам ещё даже не начали готовиться.
Заключение по итогам мониторинга КСП отправила в Заксобрание Кировской области и губернатору Васильеву. А толку?