Почему цены на сливочное масло разных производителей колеблются от 27 до 75 рублей за пачку? Как правило, в этом можно разглядеть признаки добросовестной конкуренции. А в условиях кризиса, когда покупателя в первую очередь интересуют цифры на ценнике, некоторым предприятиям она грозит катастрофой.
Пальма вместо коровы
Пальмовое масло нынче весьма популярно: его добавляют в кондитерские изделия, детские молочные смеси, творог, сыры, маргарин, питьевое молоко как заменитель молочного жира. Причин несколько. Во-первых, оно долго хранится без изменения вкуса и позволяет выпускать продукты с более длительными сроками реализации. Во-вторых, пальмовое масло дешевле. В-третьих, оно поддаётся гидрогенизации, в процессе которой переходит из жидкого состояния в твёрдое. Полученную массу можно добавлять во что угодно. И эти качества, разумеется, сразу оценили производители продуктов питания.
Между тем, диетологи считают, что пальмовое масло, «забивая» сосуды, приводит к атеросклерозу, болезням сердца, ожирению, а возможно, и к онкологическим заболеваниям.
Если производитель указывает в составе продукта пальмовое масло, он, по крайней мере, поступает честно. Но многие предпочитают об этом умалчивать, тем самым вводя в заблуждение потребителя и продавая, по сути, фальсифицированный товар.
«Если в масле сливочном «Крестьянском» 72,5-процентной жирности содержится жир немолочного происхождения, - это фальсификат, - утверждает Василий Сураев, депутат Законодательного собрания и председатель Вятского молочного союза. – У этой проблемы есть две стороны. Первая – влияние этого продукта на здоровье людей. Исследования, которые проводились в европейских странах и в США доказывают, что употребление пальмового масла отрицательно сказывается на здоровье человека. И вторая, экономическая. Чтобы получить выгоду, производители, используя пальмовое масло и другие добавки, добиваются себестоимости ниже 100 рублей за килограмм. Себестоимость натурального масла - 300-330 руб. за килограмм. Конкурировать невозможно». Добросовестные производители вынуждены снижать цены чуть ли не вдвое. Это потери для самого предприятия, для бюджетов РФ и области. Страдает и производитель молока.
По мнению Сураева, на государственном уровне должно быть принято решение, которое поставит заслон недобросовестным производителям. Возможно, оно уже зреет, поскольку министр сельского хозяйства недавно заявил: недопустимо, чтобы на полках магазинов наряду с качественными присутствовали молочные продукты неизвестного происхождения.
Руки никто не опускает
В 2014 году проверено более 200 проб молочной продукции, из которых 33 пробы показали, что в составе этой продукции присутствуют не только молочные жиры, но и растительные, сообщает Управление Роспотребнадзора по Кировской области. Из них 30 проб сливочного масла, 2 - сыров, 1 - сгущённого молока. Кстати, 8 некачественных проб взяты из продукции кировских производителей, чего в прошлые годы не случалось.
«За прошлый год силами нашей небольшой комиссии отобрано 50 образцов молочной продукции в ассортименте, - рассказала Татьяна Плехова, заместитель начальника отдела технического развития, пищевой промышленности и регулирования продовольственного рынка департамента сельского хозяйства Кировской области. – Из них 20 образцов сливочного масла – это фальсификат, 12 образцов сыра тоже оказались некачественными. Продукты произведены в Самаре, Республике Татарстан, Воронежской области».
Как только производителю предъявляют претензии, некачественный продукт исчезает, но через какое-то время появляется снова. И так без конца.
«Мы направляем протоколы лабораторных исследований как в торговые сети, допустившие продажу некачественной продукции, так на предприятие, которое её изготовило, а также в высшие органы управления АПК – в министерства и департаменты этих регионов, - продолжает Татьяна Петровна. – За 3 года ситуация, не могу сказать, что кардинально, но существенно улучшилась, и некачественных молочных продуктов на полках магазинов стало намного меньше. Во многих торговых сетях налажен входной контроль продукции тех производителей, которым не доверяют».
А кировский опыт борьбы с фальсификатом используют в других регионах России. Тем не менее покупатель и сам должен о себе позаботиться, руководствуясь при выборе продуктов не только их ценой, но и здравым смыслом. Не зря в народе говорят: «Дорого, да мило, дёшево, да гнило».