Новое — хорошо забытое старое
Реализация проекта «Бережливая поликлиника» ориентирована на то, чтобы сделать пребывание в больнице максимально комфортным и не затратным по времени. Для выполнения этой задачи в медицинских учреждениях внедряют электронный документооборот, устанавливают систему электронного регулирования очереди, возможность самозаписи на прием к врачу на сайте, а также делают ремонты в больницах и переобучают персонал.
Организаторы рассчитывают, что одним из побочных эффектов реализации проекта станет создание доброжелательной атмосферы в медучреждениях, и, как следствие, повышение удовлетворенности потребителей медицинских услуг.
Идея бережливости, правда, не нова. Философию сформулировали в XX веке соучредитель японского концерна Toyota Тайити Оно.
В целом проект будет запущен во всех российских регионах к марту 2018 года, а пока для его апробации решили выбрать несколько регионов, в число которых попала и Кировская область.
По данным регионального минздрава, на начальном этапе в пилотном проекте приняли участие две поликлиники Кировского клинико-диагностического центра – № 1 и № 7 и две поликлиники Детского клинического консультативно-диагностического центра – № 1 и № 2.
С 1 июля началось тиражирование опыта на другие поликлиники области: Вятскополянскую, Котельничскую, Оричевскую и Яранскую ЦРБ, а также детские поликлиники Кирово-Чепецкой и Слободской ЦРБ им. ак. А.Н. Бакулева.
Помимо этого, в проект вошли пять поликлиник областного центра и три специализированных учреждения: кардиологический диспансер региона клинической больницы, поликлиника Кировского онкологического диспансера, Кировская клиническая стоматологическая поликлиника. Прикреплённое к этим медицинским учреждениям население составляет более 210 тысяч человек, из них около 57 тысяч – дети до 18 лет.
Что изменилось?
В медучреждениях, которые перешли на принципы бережливости, проведён косметический ремонт входных групп, обустроены места ожидания пациентов, организованы безбарьерные регистратуры, установлена система электронного регулирования очереди как в регистратуре, так и у кабинетов приёма. Кроме того, внедрён электронный документооборот и оборудована доступная среда для маломобильных категорий граждан. В поликлиниках выстроены логистические потоки пациентов, то есть разделены потоки «здоровых» и «больных». Завершена оптимизация рабочего пространства, что позволяет сократить время, проведенное пациентом в поликлинике.
Возникает резонный вопрос — откуда деньги на все это барское великолепие?
Как пояснили в областном министерстве здравоохранения на всю модернизацию не было потрачено ни копейки ни из федерального, ни из регионального бюджета.
- Реализация проекта проводится за счет внутренних средств больниц: рационального расходования имеющихся ресурсов, качественного планирования финансовой деятельности и экономии при внедрении модуля «Аптека КМИС» - пояснили в ведомстве.
Самое главное, чего удалось достигнуть, – это значительное сокращение времени, которое пациент тратит на посещение и консультации врачей. Например, в поликлинике №7 Кировского клинико-диагностического центра для преобразования был выбран процесс прохождения диспансеризации. Так, время первого посещения кабинета профилактики снизилось в 3,5 раза (со 130 до 35 минут). А в детской поликлинике №1 время ожидания приема врача-педиатра сократилось в 2,5 раза (с 25 до 10 минут).
Жить стало лучше?
Действительно, сейчас приятно зайти в поликлинику — везде чисто, светло, сделан ремонт.
Однако несмотря на все позитивные новшества, пациенты по-прежнему жалуются на обслуживание, работу регистратур и очереди. Много недовольных длительным ожиданием консультаций узких специалистов и диагностических исследований.
- Не хотелось бы ругать наших врачей — они лишь выполняют указания своего начальства, - рассказывает кировчанин Юрий Самойлов. - Но все нововведения выглядят несуразно у нас. Например, записываюсь к терапевту, прихожу на приём. Тот назначает прием у гастроэнтеролога. Меня пытаются записать к узкому специалисту, а сделать это не могут - нет ни одной свободной явки. Потому мне нужно ещё раз записаться к терапевту, чтобы попытать счастья получить направление к специалисту. И так может продолжаться до бесконечности!
Сами врачи, которые работают в «бережливых поликлиниках»
отмечают, что «бумажной» работы у них значительно прибавилось. А вот времени как следует осмотреть пациента почти не осталось — пока заносишь все данные в компьютер, который не отличается оперативностью работы, время, отведенное на прием, истекает.
Не стоит забывать, что зачастую пусть даже обновленные поликлиники находятся в старых жилых домах с соответствующими коммуникациями и без возможности подъезда…
Остается наедятся, что все недочеты, которые выявляются в процессе внедрения принципов «бережливости» будут учтены и исправлены.