За 2022 год наш регион посетили 420 тысяч гостей. Этим фактом поделились в правительстве Кировской области. Цель к 2024 году – 1 миллион туристов. Завлекать их на кировскую землю собираются, в том числе, с помощью экскурсий на заводы. Насколько эти планы реалистичны?
Кругом - станки
Промышленный туризм в СССР развивался ещё в 1930-е годы. Только раньше на фабрики и заводы приходили не из праздного интереса, а ради обмена опытом. Позже на предприятия стали водить школьников и студентов, решая тем самым задачи по профориентации и привлечению кадров. Сейчас промтуризм переживает новый виток развития.
«Не все отпускники мечтают проводить время на природе и в музеях. Немало и таких, кто хочет увидеть своими глазами, как делают шины, готовят мороженое или шьют куртки. Таким мы однозначно советуем — идти на фабрику или завод», — рассказывает руководитель одного из местных турагентств Наталья Звягинцева.
В Кировской области о готовности принимать у себя гостей заявляют минимум 17 предприятий. Это фабрика игрушек «Весна», завод пива и кваса «Вятич», кировский молочный комбинат, завод минеральных удобрений, Дом моды «8 Марта», машзавод «1 Мая», фирма «Валенки», центр народных промыслов и ремесел «Вятка» и другие.
Туристам показывают цеха, знакомят с историей предприятий и первыми видами продукции. А в конце экскурсии часто предлагают поучаствовать в мастер-классе и изготовить что-нибудь своими руками или продегустрировать выпускаемую продукцию (если это пищевые производства). Всё для того, чтобы посетители вернулись сюда снова.
Недавно к проекту по развитию промтуризма в регионе присоединилась кировская фармкомпания «Нанолек».
«Для фармкомпаний промтуризм – это инструмент, позволяющий развеять стереотипы о недостаточном уровне развития фармацевтической отрасли в нашей стране, – прокомментировала директор проектов дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив Ольга Шандуренко. - Теперь любой человек сможет убедиться в качестве российских лекарственных препаратов: увидеть производственный процесс, оборудование, узнать о применяемых технологиях, познакомиться с сотрудниками».
В чём выгода?
Открывая свои двери для туристов, компании преследуют разные цели. Это и поиск новых партнёров, и продвижение собственной продукции, и повышение престижа рабочих профессий.
«У многих сложился стереотип, что работа на производстве - это тяжелый, низкооплачиваемый, небезопасный труд, какая-то грязная роба и старый станок. Но это далеко не так. Современные производства - высокотехнологичные, чистые и безопасные. Об этом мы и рассказываем школьникам и студентам», - говорит начальник цеха одного из промышленных предприятий Иван Полозов.
Не стоит забывать и о том, что развитие промтуризма — это улучшение транспортной инфраструктуры: появляются новые автобусные маршруты, строятся дороги, и поддержка малого бизнеса: открываются рестораны, сувенирные и фермерские лавки.
Поддерживает развитие нового направления и губернатор области Александр Соколов.
«Нужно проработать вопрос создания комплексных маршрутов и программ по малым городам, а таких у нас немало. Например, Омутнинск, Слободской, Кильмезь с предприятиями по деревообработке и металлообработке, к тому же туристов может заинтересовать и многолетняя история, - сказал он. - Такие туры помогли бы и в продвижении бренда региона и товаров местных производителей, развитию бизнеса региона».
«Предприятий, готовых открыть свои двери, много, но, в первую очередь, они должны быть безопасны и интересны аудитории. Решение за правительством региона, ведь именно оно должно инициировать системную работу и думать о развитии и будущем производственных площадок, - отметила Ольга Шандуренко.