Аргументы и Факты
kirov.aif.ru
16+
Киров
Аргументы и Факты
kirov.aif.ru
16+
Киров
(обновлено )
Примерное время чтения: 11 минут
24

Резные кружева. Народный мастер сохраняет наследие края

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 47. АиФ-Вятка 19/11/2025
Мастер народных художественных промыслов Кировской области Геннадий Лопатин.
Мастер народных художественных промыслов Кировской области Геннадий Лопатин. Из личного архивa

Дерево — материал удивительный: тёплый, с уникальным узором, одновременно и податливый, и прочный. В умелых руках обычная доска может превратиться в настоящее кружево. Мастер народных художественных промыслов Кировской области, народный мастер России, почётный гражданин Кирова Геннадий Лопатин много лет создаёт воздушные наличники и беседки, резные детали для деревянных домов. Работы Геннадия Яковлевича хорошо знакомы кировчанам: он изготовил ворота у дома-музея Салтыкова-Щедрина, музея-усадьбы художника Хохрякова, а в настоящее время занимается строительством ворот у музея Грина. Сайт kirov.aif.ru поговорил с талантливым мастером.

Досье
Геннадий Лопатин. Родился в 1949 году в деревне Лавречи Мурашинского района. Кандидат военных наук, доцент, автор 28 научных трудов, учебников для ВАТТ, соавтор пособий для железнодорожных войск. Автор выставок, посвящённых домовой резьбе. У него более ста дипломов, грамот и благодарственных писем за личный вклад в развитие культуры Кирова и Кировской области. Награждён почётным знаком «За вклад в культуру Кировской области», почётным знаком «За заслуги перед городом Кировом».

По следам отца

Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Сложно ли работать над такими проектами, как ворота у музея Александра Грина?

Геннадий Лопатин: Это всегда непросто, но очень интересно. В 2025 году исполнилось 145 лет со дня рождения писателя и 45 лет музею. И меня попросили к этой дате сделать ворота у здания. Я хотел отказаться (всё-таки возраст уже и здоровье порой подводит), но в итоге согласился. Для меня такая работа важна. Это продолжение жизни. Ворота делал в своём гараже, при разработке внешнего вида использовал морские символы. Жена помогала красить, внук — монтировать. Были некоторые проблемы с установкой, так как в этом месте проходит электрический кабель. Для закрепления конструкции пришлось делать бетонный фундамент.

Фото: Из личного архива/ Геннадий Лопатин

— Как у вас появился интерес к резьбе по дереву?

— Мой папа был мастеровым человеком. Практически всю мебель в доме (а жили мы в Мурашах) он делал сам. Конечно, мне было интересно, как он работает, и я ему старался помогать. Но профессию выбрал далёкую от работы с деревом — окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «инженер-механик». В период учёбы в институте ездил на экскурсии, ходил в походы по Подмосковью, нередко бывал в городах Золотого кольца. Во время поездок обращал внимание на красивые деревянные домики, резные теремки, которые были в деревнях, посёлках, городках. Стал собирать снимки домов, украшенных деревянным кружевом.

Фото: Из личного архивa

После окончания института я год отработал в Орехово-Зуево. Потом меня призвали в армию, в железнодорожные войска. И уже некогда было заниматься гражданскими делами. Принял участие в строительстве БАМа. Затем учился в Военной академии тыла и транспорта в Ленинграде. После её окончания принимал участие в строительстве железных дорог в Карелии и Ленинградской области. Затем меня пригласили поступить в адъюнктуру Военной академии транспорта и тыла (ВАТТ). После защиты кандидатской диссертации стал преподавать в академии, а в 1990-е наступили тяжёлые времена. Тогда я уже был в звании полковника, однако денежное содержание не получал, как и многие, по два-три месяца. Нам выделили земельные участки, чтобы мы могли выращивать то, что нам нужно для пропитания. Когда появился участок, я вспомнил о красоте деревянных резных домиков, задумался о том, чтобы что-то на нём построить. Появилась мечта поставить красивый резной домик на берегу реки Мги, используя образы ранее увиденных теремков.

Фото: Из личного архива/ Геннадий Лопатин

— Какими были первые работы?

— После сильной стрессовой ситуации начало подводить здоровье. Находясь в реанимации в военном госпитале, набросал рисунок будущего творения (недавно этот рисунок я обнаружил в своих архивах). Вместе с женой, сыном и дочерью начали претворять задуманное в жизнь. Но завершить строительство не получилось. По состоянию здоровья пришлось уволиться из вооружённых сил. Медики посоветовали поменять ленинградский климат. А куда ехать, как не в родную Кировскую область? После переезда, чтобы как-то занять себя, занялся обустройством квартиры: изготовил кухонный уголок с подъёмным баром, кухонную стенку, кресло-качалку. Потихоньку стал заниматься резьбой. Говорят, что дома и стены помогают. Со здоровьем стало полегче. Друзья и знакомые, узнав, чем я стал заниматься, просили то домик украсить, то наличники сделать. Вот так всё и началось.

Постигал с нуля

— До этого вы никогда серьёзно с деревом не работали. Учились всему сами?

— Да, всё постигал сам. Появилось желание — и я сразу приступил к делу. Специальной литературы тогда особо не было, поэтому смотрел образцы и сам придумывал и рисовал узоры, разрабатывал конструкции, делал трафареты. Постепенно мастерство росло, работы становились сложнее и интереснее. Своими шедеврами я считаю в те времена построенную беседку и украшенный ажурной резьбой дом в Подмосковье у институтского друга. В 2007 году приобрёл книгу «Город над Вяткой-рекой». Эта книга и явилась источником идеи воссоздавать деревянные узоры прошлого нашего города. Первый глобальный, можно сказать, даже авантюрный проект — воссоздание удивительной красоты филёнчатых ворот у дома-музея М. Е. Салтыкова-Щедрина по единственной фотографии конца 19 века. Получилось! Уже девятнадцатый год эти ворота украшают музей и считаются достопримечательностью нашего города.

Фото: Из личного архива/ Геннадий Лопатин

— Красивых домов, украшенных резьбой, становится всё меньше...

— К сожалению, да. Раньше Вятка была деревянная, резная, а сейчас, чтобы сосчитать такие дома, пальцев на одной руке хватит. К сожалению, отношение к памятникам деревянной архитектуры у нас небрежное. С 2010 году снесли примерно девять домов, украшенных архитектурной домовой резьбой. Сейчас в Кирове их осталось совсем мало.

— Какие виды резьбы существуют и какую вы используете?

— Есть плоская (отличается относительно малой глубиной. — Авт.), глухая, или корабельная (узоры вырезаются на поверхности дерева на большую глубину, но не проходят сквозь него. — Авт.) и прорезная. Я занимаюсь прорезной резьбой — мне она больше по душе, именно она даёт эффект деревянного кружева.

Фото: Из личного архива/ Геннадий Лопатин

— Любое мастерство развивается, когда у него есть продолжатели. Есть ли у вас ученики?

— Да, ко мне приходили учиться резьбе по дереву, людям это интересно. Внуков тоже учу. Младший в возрасте 9 лет дважды занимал первые места на творческих конкурсах. В настоящее время пытаюсь привлечь к своим работам уже правнука Тимофея.

Большая мечта

— Вы участвовали в создании знакового и очень красивого арт-объекта — Ворота Русского Севера. Как вы придумали узор и рисунок?

— Да, я участвовал в проектировании, полностью изготовил трафареты резьбы. Прототипом стали ворота «Солнышко», которые я сделал для музея-усадьбы художника Н. Н. Хохрякова. Вдохновением для их создания послужили ворота, которые ранее находились у дома № 34 по ул. МОПРа. Их разработали так, чтобы там могла проехать карета. Сейчас карет нет, но я сделал такую конструкцию, чтобы могла пройти машина типа «Газели». И этот проект ворот удалось воплотить тоже благодаря фото из книги «Город над Вяткой-рекой». Не попадись она мне тогда в руки, может, и не было бы этих арт-объектов в нашем городе.

Фото: Из личного архива/ Геннадий Лопатин

— Вы не только создаёте работы из дерева, но и стараетесь сохранить наследие, которое дошло до нас. Почему?

— Я считаю, что важно хранить память предков. Если мы не будем знать историю, то наша жизнь будет совсем иной. Я стараюсь сохранить предметы, которые до нас дошли. В 2010 году, изучая историю домовой резьбы в Кирове, организовал выставку «Мне жаль деревянной Вятки». В своё время с женой и внуком ездили по старым городам области. Были в Орлове, Котельниче, Уржуме, Яранске, Нолинске и привозили оттуда образцы. Они стали основой выставки по истории домовой резьбы. В юбилейный год я подарил экспозицию городу. У меня есть большая мечта — организовать в городе музей деревянного зодчества Вятского края. Считаю, что для этой цели очень хорошо подходит дом № 19б по улице МОПРа.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах