В области немало населённых пунктов, при виде которых на ум приходит только одна мысль: «Как здесь люди-то живут?!» Потому что в понимании нормального человека жить там, где нет магазина, медпункта, дороги, абсолютно невозможно.
Берег левый, берег правый
Река Вятка делит Малмыжский район на две части, одна из которых, правая, может считаться цивилизованной, а вторая - чуть ли не вымирающей. Сколько деревень исчезло с лица земли в «завятской» зоне, сложно подсчитать, а тех, где ещё теплится какая-то жизнь, остаётся всё меньше.
Водная артерия всегда создавала проблемы для жителей левобережья. Зимой они переправлялись по льду, летом - на пароме. Кроме того, здесь проходит дорога, связывающая Казань и Пермь. Мост у села Гоньба был просто необходим. В региональном бюджете денег не нашлось, зато объявился инвестор - нижегородская компания «Технополис».
В качестве основы моста использовались бывшие в употреблении баржи. В 2014-м его открыли. Технические характеристики таковы: грузоподъёмность 80 т, ширина проезжей части около 14 м, длина более 270 м. Он должен был функционировать круглый год, за исключением периодов ледохода и ледостава.
Он же частник
Нижегородцы, вложившие в строительство немалые средства, естественно, рассчитывали, что мост начнёт окупаться. Поэтому, несмотря на обещания придерживаться расценок, которые действовали на пароме, сразу же их повысили. Нынче, к примеру, проезд легкового автомобиля обходился уже в 300 рублей, грузового - в 700 и выше. С каждого пассажира - ещё по 50 целковых. И это только в один конец и без учёта расходов на бензин. В общем, поездка до райцентра обходилась в 1000 рублей. Для сравнения: на такси от Кирова до Малмыжа можно добраться за 600 рублей, хотя расстояния несопоставимые. Такие поездки стали ощутимо бить по карманам жителей района. А за Вяткой проживают в основном бюджетники и старики, у которых не доходы, а слёзы.
«Мост нормальный, но нет подъезда к мосту со стороны Перми, и цены бешеные! А в левобережье одни пенсионеры с минималкой», «Ничего так за мост зарядили: пять сотен за сотню метров не пойми чего между ничем и ничем. Конечно, это лучше, чем ничего, но я едва ли понимаю, кто будет им пользоваться по доброй воле. У местных таких денег отродясь не было, а транзита там исчезающе мало», - пишут на интернет-форумах.
Прокуратура провела проверку по многочисленным жалобам граждан и пришла к выводу, что, с точки зрения законности, оснований для применения мер прокурорского реагирования нет.
«Мост находится в частной собственности, - пояснил прокурор Малмыжского района Фанис Гайфутдинов, - тариф на проезд устанавливает владелец, и утверждать его в РСТ он не обязан. Мы направили в администрацию района свои рекомендации с просьбой предусмотреть альтернативный путь передвижения, но местным властям такое едва ли по силам. Решение должно принимать правительство области».
«Всё, что могут районные власти, так это попросить перевезти кого-то бесплатно или снизить цену», - рассказал Александр Костюнин, глава администрации Малмыжского района.
«Администрация выхлопотала себе три бесплатных поездки в месяц, - рассказал Валерий Анатольевич, житель с. Аджим (у него за Вяткой живут родственники), - а для остальных с нового года проезд будет стоить уже 500 рублей за легковушку. Фирма наверняка захочет окупить простой моста, но люди-то не виноваты, что он не функционирует».
Где ты, дедушка Мороз?..
Когда мост разводили на время ледостава, понтоны вместе с аппарелями сорвало и унесло водой - они утонули. Дороги на левый берег теперь нет вообще. Пешеходы на свой страх и риск переходят реку по тонкому льду, а чтобы пошли машины, нужны холода, которых пока не предвидится.
«Почти до нового года дожили, а автомобильного сообщения нет, - рассказывает малмыжанка Василя Габдельхакова, - там живут престарелые свёкр со свекровью, другие пожилые родственники. В деревне уже год как закрыли единственный магазин. А людям как-то нужно жить! Пенсионеры в этот период не живут, а выживают! Детям бы приехать навестить, но дороги нет, а по телефону буханку хлеба, пакет молока, пачку масла, лекарства не отправишь! В Константиновке только дневной стационар на 5 койкомест, где ночью никто не дежурит. Да и ехать туда километров 15 по бездорожью. Сколько раз было, что за больными родственниками приходилось ехать на вездеходах через Вятские Поляны. А там - лес, сотовая связь не работает, случись что - пиши пропало».
Впрочем, дороги на левом берегу ужасны в любое время года. Проще сказать, что их там нет. Больных по договорённости доставляют в Кильмезскую ЦРБ, хотя и туда путь неблизкий.
Высокие лица за Вятку давно не приезжали. Да и зачем?.. Кроме разрухи, там уже ничего нет. Люди - не в счёт. Пусть сами разбираются со своими проблемами. Получается, как в той поговорке - к житью, так выживут.
Смотрите также:
- Шаг к нищете. Почему кировчан хотят лишить компенсации платы за детсады →
- Время добра. Что объединяло кировчан в уходящем году →
- «Мы открыты для диалога» →