Он рассматривает подписи людей под микроскопом, изучает в ультрафиолетовом и инфракрасном свете, а потом даёт научное заключение – кому они принадлежат и был ли факт подделки.
Погружение в науку
Юлия Ивакина, «АиФ-Киров»: Владимир Александрович, когда и как вы постигали эту науку - почерковедение?
Владимир Смирнов: В первый же день, как пришёл работать в милицию, я случайно сел за стол эксперта-почерковеда. Мне стало безумно интересно, о чём может рассказать почерк людей. Однако почерковедением я начал заниматься лишь спустя 4 года. Работал в МВД, затем – в лаборатории Минюста. По долгу службы побывал и в главном центре экспертиз при МВД, и в Федеральном центре судебной экспертизы. Занимался и саморазвитием, учился у коллег из других городов. За год делал по 300 почерковедческих экспертиз. И каждая - маленькая научная работа.
- Расскажите о специфике вашей работы. Какие задачи приходится решать чаще всего?
- В поле зрения эксперта-почерковеда попадают обычно либо подписи, либо записи. Чаще всего, конечно, приходится работать с подписями. Например, если следователь, дознаватель, суд или частное лицо сомневаются в выполнении подписи конкретным лицом. Приносят, скажем, документ человеку – вот, мол, твоя расписка – будь любезен, отдай деньги. Он утверждает, что не подписывал её. Решается эта коллизия обычно через суд, при содействии эксперта-почерковеда. Нередко приходится исследовать и поддельные документы, например, «левые» товарные накладные фирм-однодневок. Иногда анализируем и надписи на стенах, и листовки, написанные от руки, и «подкидные письма».
- Если коротко, как осуществляется почерковедческая экспертиза?
- При расследовании отбираются образцы почерка: свободные, условно-свободные или экспериментальные.
Свободные образцы не должны быть связаны непосредственно с исследуемым событием, но должны соответствовать ряду критериев. В частности, времени. Нет смысла сравнивать почерк десятиклассника с почерком 30-летнего человека.
Есть так называемые «условно-свободные» образцы. Предположим, если человек пишет заявление в гражданский суд о привлечении того или иного лица, но ещё не знает, что будет проводиться почерковедческая экспертиза. Либо подписывает какие-то заявления или доверенность нотариуса в рамках дела, ещё не зная, что будет проводиться исследование.
Экспериментальные образцы почерка берутся у лица либо в зале суда, либо следователем, если речь идёт об уголовном деле. Составляется протокол об изъятии образцов, которые направляются эксперту-почерковеду.
- К какому возрасту обычно формируется почерк?
- Почерк устанавливается примерно к 25 годам. После этого он достаточно стабилен до 45-50 лет. Если исследуемое лицо попадает в возрастной период от 25 до 30 лет, мы можем смело брать образцы его почерка. Если подпись выполнена тем, кому за 30, для точности исследования потребуются образцы почерка более позднего периода.
Рабочий арсенал
- Какой инструментарий используете при работе?
- Инструментарий почерковеда не очень разнообразен и в принципе традиционен. Одно из главных приспособлений для работы – микроскоп. С помощью него можно увеличить подпись от 8 до 96 раз и определить, какой пишущий материал использовался, где начало и окончание подписи, как они выполнены. Есть прибор для просматривания объектов в инфракрасном или ультрафиолетовом излучении, на просвет, в косо падающем свете, что позволяет определить силу нажима, интенсивность нанесения и другие нюансы. Используем при работе обычную лупу и сканер.
- Много ли времени уходит обычно на почерковедческий анализ?
- По-разному, в среднем - от пяти до 15 рабочих дней. Большую часть времени занимает не столько сама экспертиза, сколько анализ полученных сведений и описательная часть исследования.
- Велика ли вероятность ошибки при почерковедческой экспертизе?
- Не ошибается тот, кто ничего не делает, так что никто от этого не застрахован. Одна ошибка в моей практике была точно. Когда я работал в системе МВД, мне принесли на экспертизу письмо экстремистского содержания. Предоставили образец почерка молодого человека. Я провёл экспертизу и пришёл к выводу, что письмо написано им. Потом мне показали почерк его друга. Я смотрел-смотрел, и решил, что письмо выполнено и им тоже. Однако засомневался, что листовка может быть выполнена двумя лицами. В итоге пришёл к выводу, что авторство принадлежит второму, хотя сходные признаки присутствовали и в почерке первого. Как выяснилось далее в ходе следствия, записку они писали вдвоём.
- Недавно в Москве прошла Международная научно-практическая конференция «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях». Знаю, что и вы побывали на ней. Что нового открыли для себя?
- На конференции были почерковеды из Болгарии, Италии, Греции. Когда они рассказывали о своих достижениях, интересно и весело, конечно, было их послушать, но не более того. Для почерковедов России - это, извините, второй класс начальной школы, поскольку всё, о чём говорили иностранные эксперты, нам давным-давно знакомо – из учебников почерковедения 1936 года.
Новизну внесли наши российские почерковеды и эксперты судебно-технической экспертизы. Итальянец с греком слушали их, открыв рты, вставали, чтобы лучше видеть презентацию, записывали выступления на диктофоны и видеокамеры.
Страховка от подделки
- Подпись – это удостоверительный акт человека, но от подделки не застрахован никто. Можно ли как-то снизить этот риск?
- Безусловно, это возможно. Желательно, чтобы подпись состояла из трёх элементов. Первый – монограмма из двух или трёх букв (начальные буквы фамилии, имени и отчества). Второй – строчная часть подписи, состоящая из нескольких букв или типичных штрихов, и третий - росчерк. Чем сложнее и оригинальнее подпись, тем вероятность её подделки ниже.
Так что совершенствуйте свои подписи, чтобы никто не смог их подделать, и работайте над почерком. Письмо само по себе очень полезно, поскольку благотворно воздействует на развитие головного мозга. Многие школы в мире сегодня специально стремятся развивать рукописное письмо учеников. Есть такая практика в Китае и Японии, где каллиграфия считается традиционным искусством. К счастью, к этому возвращаются и в некоторых российских школах.