Объединить нельзя, оставить. Чем обернется объединение училищ?

Безликие?

- Ольга Аркадьевна, на ваш взгляд, действительно ли опасно объединять училища?

   
   

- Раньше художественное училище и колледж искусств были одним учебным заведением. Я пришла туда вольным слушателем. И для нас, учащихся, было естественно, когда мы занимались под звуки музыки. Это была особая творческая атмосфера.

Впоследствии учреждения стали работать автономно и это было правильным решением. В конце 1990-х художественному училищу присвоили имя Аркадия Рылова — не каждое образовательное учреждение удостаивается такого звания! Что касается колледжа искусств, то ему тоже присвоили имя Игоря Казенина. Вы представляете, что два училища со званием, получившие заслуженные награды и известность, с прекрасным, отстоявшимся педагогическим составом объединят? Это сделает их безликими и перечеркнет всю их историю! Прекрасно понимаю, что сейчас подобная политика ведется в отношении многих образовательных учреждений. Но к чему это приводит? Возможно, с точки зрения распределения денег, слияние даст определенную экономию, но, на мой взгляд, «овчинка выделки не стоит».

- Смена руководства коснулась не только образовательных учреждений, но и театров, музеев. Сейчас на директорских местах сидят менеджеры. Насколько подобные кадровые решения помогут процветать заведениям культуры?

- Традиционно художественное училище возглавляли художники — Плотников, Гришин — именно благодаря этим людям свое имя и авторитет. Когда я пришла в училище, художественным отделением заведовала заслуженный художник России Лидия Старкова, которая воспитала целую плеяду молодых талантов, большинство из них продолжили свое образование в столичных вузах. Помимо этого Лидия Михайловна автор учебных программ и методик обучения, которыми пользуются не только у нас, но и в других регионах. Это специалист высочайшего класса! И ее выпускники тому подтверждение. Не думаю, что опытные управленцы поймут всю специфику работы подобных образовательных учреждений.

Новое поколение

- Ольга Аркадьевна, учебный процесс — не только руководители, педагоги, но и студенты. У вас богатый преподавательский опыт — вы воспитали не одно поколение молодых творцов. Как со временем меняются ученики?

Досье:
Ольга Колчанова. Родилась 25 февраля 1953 года в селе Новотроицком Шабалинского района в семье известного графика Народного художника России Аркадия Колчанова. По окончании школы поступила в Кировское училище искусств на художественно-педагогическое отделение, где училась у Л. М. Старковой. В 1975 году поступила в Московский полиграфический институт на факультет книжной графики и оформления печатной продукции, где среди преподавателей были такие известные деятели искусства, как Народные художники РСФСР А.В.Васнецов, возглавлявший курс, и Д.С.Бисти, бывший руководителем ее дипломного проекта. Ольга Колчанова живет в Кирове и плодотворно работает в области книжной графики. Сейчас Ольга Аркадьевна занимается и педагогической деятельностью.

- Когда я преподавала в лицее и училище у меня были дети, которые не пользовались гаджетами не было компьютеров и готового материала, когда человек добирается до каких то знаний, он более эффективно осваивает информацию, у него не исчезает навык аналитического действия — в результате знаний получает больше. При этом я ни в коем случае не хочу сказать, что современные технологии несут вред — сама пользуюсь компьютером, он значительно упрощает работу. Важно правильно поставить отношения с новыми технологиями.

   
   

Сейчас дети приходят к нам потребителями, но они хотят, чтобы им дали возможность осваивать этот мир несколько иначе. Они не хотят готового, им нужно ставить задачи, важно поставить взаимоотношения цифрового пространства, интернета и человека. Они хотят из готового продукта создать еще что-то новое.

- Вы преподаете графический дизайн в ВятГУ. Сейчас быть дизайнером модно, а насколько востребовано у нас на Вятке?

- Своим студентам повторяю: надо любить, что делаешь и тогда все складывается само собой. Например, не ругаю их, если учатся плохо, наоборот, говорю, есть шанс выбрать другой путь. Не надо ломать себя и делать все через пень-колоду - никто на это не обижается, некоторые уходят и ищут свое, некоторые по-другому начинают относится к учебе. Человеку очень трудно найти свой путь, особенно в молодом возрасте.

Многим сложно устроится в Кирове — работают в полиграфических салонах: штампуют визитки и сувенирную продукцию. Зарплаты совсем невелики — 15 тысяч, в лучшем случае — 30 тысяч, но, например, мужчине семью на эти деньги не прокормить, поэтому ребята уезжают в другие города, чтобы себя реализовать.

Вообще, художникам сейчас нелегко, для того, чтобы организовать выставку нужно несколько десятков тысяч рублей, а таких денег нет: средства уходят на аренду мастерских и материалы. Получается, что пишем в стол.

Сказке бой?

- Несмотря на все сложности, вы продолжаете работать. Расскажите, над чем вы трудитесь сейчас?

- Мне хочется сделать серию работ по славянской мифологии. Все сказки были кем-то когда-то рассказаны. Вообще все мироздание существует в форме Библии и сказки. Все сюжеты были одной общей сказкой. В них все наши корни!

- Кстати, о сказках. Совсем недавно первый зампред Центробанка Сергей Швецов раскритиковал сказку «По-щучьему велению», мол, с детства учит халяве и ее надо запретить. Что можете сказать по этому поводу?

- Иногда кажется, что чиновники живут не в нашем мире и не в нашей стране. Скорее всего, Сергей Швецов уловил, лишь фабульную часть, где фигурирует Емеля, разъезжающий на печи. На самом деле там очень много смыслов, только читать их надо между строк. Не зря детей воспитывают на сказках — в них в упрощенном виде воспитывают древние знания наших предков. Отказаться от сказки — значит, отрубить собственные корни.

Смотрите также: