Детские сады Кировской области нуждаются в кадрах — воспитателях и их помощниках. Ситуацию спасают пока лишь стажисты, то есть работники старой закалки, трудящиеся далеко не первый год, правда работают они, не жалея времени и сил: в две-три смены, а то и по ночам.
Путь в никуда?
По данным Управления государственной службы занятости населения Кировской области, 79 вакансий воспитателей на сегодня свободны, вакантных мест — более 120.
«С педагогическими кадрами у нас большие проблемы, особенно в последние 2 года. На сегодня у нас 4 вакантные ставки воспитателей, не хватает и служебного персонала. Работы много, а зарплаты невысокие. Даже коммунальные льготы на селе не привлекают специалистов, - отмечает заведующая детским садом «Сказка» пгт Оричи Валерия Чистякова. - Стажисты говорят, что раньше было больше работы с детьми, а сейчас много бумажной волокиты. Плюс ко всему — огромная ответственность».
Серьёзная проблема — низкий уровень оплаты труда воспитателей. Молодой специалист, пришедший на работу в образовательное учреждение сразу после окончания вуза, может рассчитывать на минимальный оклад - в среднем 6600 рублей.
«Низкая зарплата — одна из причин, по которой специалисты от нас уходят. Чтобы зарабатывать достойно, им нужно работать примерно на полторы ставки, трудиться по выходным и брать ночные смены, но это работа на износ, - отмечает специалист по кадрам школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №3 Ольга Королёва. - В образовательных учреждениях работают в основном стажисты, люди старой закалки, преданные своему делу. Молодёжь приходит чаще ради практики. Те, кто стремится к достойной оплате труда, уходят трудиться в частную сферу».
Однако в министерстве образования Кировской области считают, что ситуация с кадрами в детских садах идёт на поправку.
«В регионе за последние годы увеличилось количество молодых специалистов, пришедших на работу в образовательные организации. В 2014 году, по сравнению с 2012-м, их количество выросло на 6%, а в 2015 году молодых специалистов пришло уже на 39% больше, чем в 2014-м году», - сообщил министр образования Кировской области Александр Измайлов.
Нужен стимул
Чтобы решить проблему кадрового голода в детских садах, необходимо, прежде всего, повысить зарплату воспитателям и их помощникам, отмечают сотрудники и руководство детсадов.
«Если бы зарплаты были достойными, люди бы держались за место, - считает Валерия Чистякова. - Есть города, например Москва, где у воспитателей очень хорошие зарплаты, поэтому и нет там кадрового дефицита».
Ещё один вопрос, который требует решения, - обеспечение молодых специалистов, приехавших работать на село, жильём.
«Практически все студенты желают трудоустроиться в Кирове. Нежелание трудиться в районах области они объясняют отсутствием жилья, удалённостью от областного центра, плохими бытовыми условиями и так далее, - сообщил министр образования. - Для привлечения молодых специалистов в отрасль мы регулярно проводим встречи с выпускниками. Из 100 студентов Вятского государственного университета, присутствовавших на встрече в текущем году, готовность к работе в образовательных организациях изъявили 54 человека. Лишь два выпускника приняли решение работать педагогами в сельской местности».
Пробел в образовании
Основной контингент работников детских садов — специалисты со средним профессиональным образованием. Однако многие дошкольные учреждения нуждаются в специалистах с высшим образованием.
«Поскольку у нас специализированное образовательное учреждение, мы нуждаемся в высокопрофессиональных кадрах, имеющих не только педагогическое образование, но и специальное дефектологическое. На базе нашего учреждения совместно с Институтом развития образования Кировской области постоянно оказывается методическая помощь начинающим педагогам», - отметила Ольга Королёва.
Кафедра дошкольного и начального общего образования Института развития образования Кировской области набирает группу педагогов дошкольного образования. Профессиональную переподготовку по программе «Психология и педагогика дошкольного образования» можно пройти сейчас не только на базе высшего и среднего профобразования, но и на базе начального.
Однако даже наличие диплома о высшем образовании — не всегда показатель глубоких знаний.
«Уровень образования молодых специалистов нередко оставляет желать лучшего. Не всегда диплом о высшем образовании соответствует знаниям, а слова — реальным делам и поступкам. Многие специалисты, которые приходят к нам работать, говорят о любви к детям, но вскоре их энтузиазм угасает», - отмечает Валерия Чистякова.
Будущих педагогов, в том числе специалистов дошкольного образования, нужно начинать готовить уже в школе, уверены в областном министерстве образования.
«В настоящее время мы прорабатываем вопрос о создании в общеобразовательных организациях педагогических классов, - сообщил Александр Измайлов. - Кроме того, необходимо развивать систему сопровождения молодых специалистов: организацию стажировок, наставничества, «Школы молодого педагога».