Елена Старыгина несколько лет мастерит удивительных кукол. С ее легкой руки бездушные куски пластика и материй превращаются в роскошных императриц, принцесс, дерзких пиратов, почтенных баронов...Кажется, что все эти персонажи живые и в скором времени начнут творить чудеса.
В стране девичьих грез
- Елена, ваше увлечение куклами родом из детства? Как вы пришли к этому искусству?
– «Все мы родом из детства!» - фраза избитая. Но это, действительно так - все мы родом оттуда. Кто из девчонок не играл в куклы и не шил им платья? Какая не мечтала о самой прекрасной кукле на свете? Вот и я: играла, шила, мечтала. Потом началась взрослая жизнь и все исчезло на какое-то время. А потом это время вернулось вновь. Совершенно неожиданно - как-то вдруг попались на глаза куклы, совсем не похожие на тех, что продаются в магазине. И зароились вопросы: что , как, где, откуда…
- Вы где-то специально обучались кукольному ремеслу?
– «Что и как?» - ответы на эти вопросы пришлось искать самой. Ну где в нашем городе можно научится такому искусству? И так, шаг за шагом, я шла к своей заветной цели – создать такую куклу, которую невозможно купить.
Свои знания я собирала по крупицам: что-то выискивая в интернете, чего-то пробуя сама. Путь, стать художником, у каждого свой: кто-то заканчивает вузы,кто-то учится у мастеров, кто-то смотрит онлайн-уроки … Тут главным является свое собственное желание, огромное терпение, ну и, талант, наверное. Без этих трех составляющих не поможет ни один мастер-класс и ни один преподаватель.
- Помните ли вы первую куклу? Сколько их уже в вашей копилке?
- Первая кукла , конечно же, была смешной и нелепой. Так я говорю сейчас. Тогда же она мне казалась «шедевром кукольного искусства». Слепила я ее, а это был 2011 год, «из того, что было» - не имея ни малейшего представления о том, как делать. Времени прошло уже не мало. Уже родилось больше сотни кукол, но та, первая, которую я назвала Поэт, до сих пор живет у меня. Эта кукла, пожалуй, единственная, которая осталась дома. Все остальные разъехались к своим новым хозяевам. И я рада.
Кропотливая работа
- Ваши куклы необыкновенны. Складывается такое впечатление, что они вот-вот оживут. К тому же, их черты лица не просто застывшие гримасы, а будто они что-то говорят, чувствуют… Как вам удается этого достичь?
- «Как?», - я и сама не отвечу на этот вопрос. Мне кажется, что все очень просто и, одновременно, очень сложно. Я ловлю себя на мысли, что постоянно вглядываюсь в лица людей, в их мимику, осанку, чтобы потом все то, что я увидела и запомнила, реализовать в своем проекте.
Мне нравятся «живые образы». Исторические куклы – мое последнее увлечение. Сделано их пока не много, но я планирую целую серию. К сожалению, процесс создания не скорый, тем более, что прежде чем приступить к работе, приходится перечитывать о той или иной эпохе, изучать историю костюма. Ну а потом, по завершении, и это тоже один из приятных моментов - я пишу стихи к созданным мною историческим образам.
Сейчас я готовлюсь к ежегодной Международной выставке, которая будет проходить в Москве в марте и делаю еще одну интересную тему – славянская мифология. Вот уж где поле деятельности безгранично.
- Расскажите, как идет процесс рождения куклы? Какой этап для вас самый любимый, и где черпаете вдохновение для своих работ?
- Скажу сразу – все этапы любимы. Меня одолевает нетерпение, скоро ли из ничего получится - нечто. Вот только что была просто идея. Вот в руках пока просто кусок фольги и проволоки. Вот лежит на столе бездушный пластик, похожий на кусок пластилина. А проходит немного времени и появляется маленький человечек. Он как живой, смотрит на тебя и улыбается, или хмурится, или сердится. Потом ты делаешь этому человечку прическу, шьешь одежду и обувь… и… вот перед тобой уже тот образ, который еще недавно был просто в твоем сознании. Но о процессе я сказала лишь в двух словах. На самом же деле это очень кропотливый труд. Только вживление волос в кукольную голову ( а волосы я именно вживляю, по одному волоску в сырой еще пластик), требует три-четыре, а то и больше дней.
Открою тайну, что и создание куклы, удовольствие не из дешевых: дорогостоящий пластик, натуральные ткани и прочие аксессуары. Отсюда и высокие цены на авторских кукол. Порой у мастерицы доходят от 50 до 500 тысяч рублей.
Кстати, мой муж является самым главным моим критиком. Это он, один из первых, видит будущего персонажа, дает советы, критикует или одобряет и часто повторяет фразу Сальвадора Дали: «Не бойтесь совершенства. Вам его не достичь!»
Мой муж не только критик, он еще и соавтор. Различные замечательные, практически настоящие, аксессуары – дело его рук. Очки с диоптриями, мечи, ножи, ружья, кресла, стулья… - это все дело рук моего мужа. Совершенно неожиданно для себя он стал мастером миниатюры.
Недетская забава
- Кто чаще интересуется вашими куклами — взрослые или дети? И легко ли расстаетесь с куклами?
- Авторская кукла, игрушка для взрослых. Ее покупают не только коллекционеры, но и те, кто хочет преподнести кому-то необычный подарок. Очень часто ко мне обращаются люди с просьбой сделать куклу с портретным сходством. Я с удовольствием соглашаюсь. Нет, я не делаю стопроцентного сходства с прототипом, считаю, что это ни к чему, но прототип всегда себя узнает и очень радуется подарку. Для меня это высочайшая награда.
И я счастлива, что творение рук моих будет радовать кого-то долгие-долгие годы. Доставляя кому-то радость, я еще более воодушевляюсь сама.
- Сейчас в моде стали куклы и игрушки, которые сделаны своими руками. На ваш взгляд, с чем связан этот интерес к ручной работе?
- Мы живем в век технического прогресса. Нас окружают компьютеры и прочая умная техника. Мы стали чаще общаться не вживую, а посредством социальных сетей. Мы приобрели что-то нереально-фантастическое, но с этой фантастикой мы стали терять человеческую теплоту. Говорят, что за ненадобностью скоро умрут сотни профессий… И только ручной труд был и останется незаменимым. В нем теплота и душа мастера. В нем оригинальность и неповторимость. В нем – сердце человека, создавшего ту или иную авторскую вещь.
- Как вы относитесь к куклам, которые продаются в сейчас в магазинах? Некоторые из них вызывают ужас, нежели желание восхищаться. Несколько лет назад родители подняли шум против кукол с демонической внешностью под маркой «Monster High». К слову, нападки были и на Барби. Стоит ли запрещать какие-то куклы?
- Мы сами виноваты в том, что дети играют с невообразимыми монстрами. Это мы, взрослые, сеем в маленький разум какие-то невероятные страшилки. Жаль, что ушли времена, когда девочки играли с милыми пухлыми пупсами.
На смену пупсам пришла холодная Барби. И мы не можем запретить. Мы можем только воспитать. Страшно представить, что ребенок может засыпать в обнимку не с пушистым зайчишкой, а с «Monster High». Ребенок – отражение нашей взрослой души. И пока есть мамы, которые шьют мишек и зайчиков, делают кукол и кукольные домики, мы можем быть спокойны, что малыши вырастут со сказкой в душе.
- Что можете посоветовать тем, кто решил делать кукол своими руками?
- Я скажу одно: «Творите, и вы будете счастливы!» И не важно, что это: кукольное искусство, живопись, поэзия, или еще что-то… Человек творчества – человек счастья.
Досье
Елена Старыгина окончила факультет журналистики. С 2011 занимается изготовлением авторской куклы, принимала участие в областных и международных выставках.
Смотрите также:
- Спасибо, мама. В России отмечают праздник самых главных женщин →
- Где рождается смех. Шоумен Борис Файбышенко о чувстве юмора →
- Детское царство. Кировчанка о создании кукол и игрушек →