Андрей Мухачёв: «Все картины проходят этап от любимчиков к изгоям»

Из личного архива. / Предоставлено автором

- Андрей, как давно и почему вы стали рисовать?
- Рисую сколько себя помню! Увлекаться рисованием начал ещё в детстве. Впрочем, стоит уточнить, что рисовал я до 16 лет. Но уровень работ в то время оставляет желать лучшего. А вот с 16 до 23 лет, так случилось, я вообще не прикасался к художественным материалам. Если говорить о том, чем занимаюсь сейчас, то осознанный путь начался года три назад. Из-за дикого интереса пришёл к тому, что начал всё узнавать о рисовании уже серьезно.
- Часто дети, которые начинают рано творить, живут в семьях, где интерес к искусству у взрослых выходит на первый план и молодое поколение стремится подражать старшему. А как в твоей семье?
- Это совсем не моя история. Родители у меня из рабочего класса. Да и вообще среди родственников у меня нет людей искусства.
- Родным это не близко, а тогда как и где учился?
- Образования у меня никакого нет. Всё постигал сам. Все дело в физиологии... Очень хорошо получаться не будет без природной предрасположенности, сколько не старайся... Но! Было какое-то время , когда мне всё же помогал один художник. Это был заместитель председателя Вятского отделения Союза художников России Максим Наумов. Так сложилось, что одна наша общая знакомая как-то показала мои работы ему. Потом он предложил помочь попасть в Союз художников. Помогал мне как с участием в выставках, так и в технических, композиционных вещах. Но основное становление в стиле, подаче работ, образовалось всё-таки благодаря современным западным художникам: Жордану Сокалу, Алм Зину, Колин Бэри, например.
- А почему именно западные художники?
- Ориентируюсь на Запад, потому что там ощущается свобода от старой школы. Академизма и правил не так много, что и порождает обширность стилей, манер и других смелых решений художников. Да и вообще, чувство вкуса там развито куда сильнее!
- А что тебе по вкусу? В каком направлении рисуешь сам? Нужны ли в том стиле, в котором ты рисуешь известные четкие, «набитые» с опытом, прямые линии, штрихи?
- Ровность вырабатывается частым повторением, но мои линии, правда, очень кривые. Умения их прорисовывать в том, что я делаю не требуется. «Кисть движется» в художественном направлении «реализм». Его техническая суть в многослойности. Всегда как-то стремился к чему-то эффектному и реалистичному в изображении, когда с интересом можно разглядывать и передавать анатомическую особенность каждого человека. Напомню, что реализм технически сложное направление, где нужна точность.
- Кажется, что звучат лишь слова «техника» и «точность». Что в твоих картинах с цветами, какие используешь оттенки? Говорят, что понимание психологии цвета, его посыла — это половина проделанной работы художником. Задаешь ли через цвет настроение?
- Выбор цвета всегда определяется интуитивно, всё зависит от вкуса конкретного человека, его мироощущения и так далее. Со временем, вместе с художником меняется и его цветовая палитра. Конкретно в моих работах в цвете точно повальный мрак! Анализировать оттенки и их наличие не возьмусь. Скажу, что стараюсь задействовать максимальное количество цветов и оттенков, придавая живость как и в реальной жизни.

   
   
Фото: Предоставлено автором/ Из личного архива.

- Глядя на твои работы, можно сделать вывод, что рисуешь исключительно портреты. Что с настроением у героев картин? Откуда берутся эти лица?
Обычно, это мои знакомые или люди, чьи образы мне интересны. Мотивацией нарисовать кого-то может стать и идея, представление того, как это будет выглядеть. Разумеется, что и люди из моих работ являются «побудителями» желания создать с ними что-то интересное. Чаще всего мне нужна точность в схожести с человеком, которого пишу. Если говорить о характере, то бывает, что я примеряю на людей не свойственные им образы. Обычно, наверное, нужно, чтобы художник обладал завышенным ЧСВ (чувство собственной важности), придавая своему делу значимость. Но меня это почти миновало и говорить о высоких и сложных смыслах в глазах героев моих работ я не стану.
- Значит ли это, что ты не пишешь, как многие в «экстазе вдохновения» или же в момент сильной эмоциональной подавленности, свои работы? Что происходит с эмоциями, когда рисуешь? Нужны ли они?
- Повторюсь, что реализм требует максимальной сосредоточенности. Тяжесть работы с картиной может закрыть желание её писать, потеряется отклик с замыслом. Всё это техническая сложность, а не реальные психические эмоции. Вообще в отношения между картиной и художника я не верю.
- Опять же техника. А как же музы? А как же порывы?
- Влияние муз такое же как и любые другие обстоятельства в жизни человека. Это настроение. Всё это причинно-следственная связь . Всё работает так же обычно,как и у всех, без учёта художника посетило это вдохновение или простого работягу.
- Заметно, что чётко отстаиваешь своё мнение о личном творчестве. А что думаешь насчёт творчества других, например, старших мастеров? Не кажется ли тебе, что молодых талантов гораздо меньше?
- Мои интересы в отношении новых и старых художников заключаются только в технической стороне ремесла... Техника... А так, всегда будут те, кто выделится среди общей массы, как было это и раньше, сейчас и в будущем. Проблемы нового поколения точно не существует. Все для своего времени.
Все же выставки молодых художников случаются куда реже, чем у старших. Как ты организовал свою? - Как выбирал место проведения?
- Персонально показать картины мне предложили после областной выставки еще в прошлом году. Место обусловлено лишь небольшим количеством работ, которые есть у меня. Соответственно заполнить большие залы площадок (более высококлассных) не было бы возможным. Нынешняя выставка вообще крайне скромная и не претендующая на событие, но просто это необходимый для меня опыт и этап...
- На выставке будут показаны все-все работы?
- Скажем так, есть у меня нелюбимые картины. Они написаны давно и очевидно слабее по сравнению с последними. Поэтому на выставке явно будут не все мои работы. Так случается, что все картины проходят этап от любимчиков к изгоям.

Всё же мы верим, что нелюбимых картин не бывает. Это же как детские рисунки, которые приятно посмотреть даже спустя долгие годы, которые будут греть сердце по особенному. А представьте сколько картин так греют сердца кировчан. У каждого своя история, свой художник, своё виденье... Вот она сила творчества - объединяющая воедино, в особое облако фантазий совершенно чужих людей: красная нить между творцами и смотрителями. Всё же праздник смотрителям пока не выделен. А вот Международный день художника, напомним, проводят 8 декабря. Он был учреждён в 2007 году Международной Ассоциацией «Искусство народов мира».

Кстати, выставка Андрея открылась на 3 дня раньше праздника «мастеров кисти». Расположилась в детской библиотеке им. И.А Грина и продлится до 20 января.

Смотрите также: