Ни востребованность профессии в обществе, ни высокая миссия – помогать слабым и немощным – никак не могут подвигнуть государство на повышение материального статуса сотрудников соцслужб. И уже сегодня они задумываются над тем, кто придёт им на смену?
Платят мало, работы много
Главное правило соцработника: оставлять свои проблемы за порогом и всегда приходить к людям, которые нуждаются в помощи, с улыбкой.
Надежда Харламова - соцработник с почти 17-летним стажем. Она уже 6 лет как на пенсии, однако, и не думает уходить с работы. Все эти годы она помогает тем пенсионерам и инвалидам, которые остались одни или тем, кого нечасто навещают родственники.
«Я человек по натуре не конфликтный, - отмечает Надежда Харламова. - К бабушкам нахожу подход, умею договариваться с людьми. Это работа с душой. Жалоб у нас не бывает, одни только благодарности».
В этой профессии то, как относятся к ней окружающие, фактически главный критерий. Увы, нередко бывает так, что и единственный - зарплата соцработника оставляет лучшего. При работе на полную ставку он получает 10-11 тысяч рублей. Это немногим больше прожиточного минимума, величина которого в 2015 году составила 9012 рублей. Хотя Надежда признается: зарплату повысили.
«При нашей работы заработная плата, конечно, была очень маленькая, - говорит она. – Сейчас хотелось бы и больше, но пока устраивает».
Приятными бонусами становятся разве что доплаты в качестве поощрения за хорошую работу.

Между тем, профессия эта непростая. Соцработники почти каждый день обходят квартиры, находящиеся на их попечении, составляют планы, ходят в аптеки и закупают продукты, помогают пенсионерам с оформлением документов. График работы относительно свободный, но на самом деле тот, кто экстренно нуждается в помощи, может позвонить в любое время дня и ночи.
Поговорить не о чем
В социальной сфере трудятся люди от 40 лет и старше. А вот молодёжь работать не идёт. Причин тому несколько.
«Молодым трудно найти общий язык с пожилыми, общих тем для разговоров у них нет», - считает Надежда.
Труден на практике и процесс обучения молодого сотрудника. Много документации, сложные отчёты, в которых новенькому нелегко разобраться. Сама работа требует и терпения, и умения общаться, и милосердия. Разве такому научишь?
«Мы работаем с глухими, со слепыми, а что слепой человек видит? Поэтому у него в квартире нужно и прибраться, и пол подтереть, и насекомых вывести, - объясняет Надежда. - То есть мы ничем не брезгуем, адаптируемся к любым условиям работы, если это необходимо. А молодёжь к этому не готова».
Это точно – не готова. Ни морально, ни физически. Может и вспылить, и неосторожным словом обидеть пожилого человека, а то и чего похуже. По крайней мере, даже к беспомощным родственникам многие не испытывают тёплых чувств, чего уж говорить о посторонних людях?
Где найти специалиста?
Между тем, считают эксперты, проблема не в недостатке сотрудников, а в их качестве.
«Проблема в другом, - делится Александр Якименко, директор Кировского городского комплексного центра социального обслуживания населения. - Если у нас открывается новая вакансия, желающих появляется много. Но найти среди них хорошего сотрудника - вот это сейчас трудно».

Получить соответствующее образование можно на кафедре социальной работы Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ). В этом году планируется набрать 19 человек на очную форму обучения, причём 14 мест - бюджетные. Ещё 15 студентов могут быть зачислены на заочное отделение.
С прошлого года цифры изменились не так уж сильно. В 2014-м на очное обучение на кафедре социальной работы выделили 20 мест, на которые претендовали 117 человек. Конкурс составил 5,9 человек на место. В общем, достаточно приличный.
Так что учиться на кафедру социальной работы идут. По очной и заочной форме университет ежегодно выпускает до 35 молодых специалистов. Вот только куда?..
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть