Примерное время чтения: 3 минуты
184

Мёртвый груз. Кировские аграрии не могут вывозить товар по разбитым дорогам

Анна Прибылова / АиФ

Кировстат по итогам 2020 года подсчитал, что нормативам у нас не соответствуют от 67,5% (региональные) до 79,3% (местные) дорог. Жители Кирова прекрасно знают, по каким улицам можно проехать на скорости, а где придётся маневрировать между колдобинами и грунтовыми обочинами. И это столица региона — так что уж говорить про районы?

Некоторые сельхозпроизводители то ли в шутку, то ли всерьёз утверждают: не будет дорог — предприятия вскоре закроются. Как всё обстоит на самом деле, выясняли на заседании комиссии по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Общественной палаты региона.

«Хотелки» и реальность

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Кировской области с 2015 года занимается госпрограммой по развитию села. Участники конкурсного отбора — администрации муниципалитетов. Они подают заявки одновременно в минсельхоз и в минтранспорта. По этим заявкам можно приводить в порядок дороги, ведущие к производственным комплексам и социалке. 17 одобренных заявок «висят» в очереди с 2017 года.

Не все «хотелки» от районов удовлетворяются властями. Например, администрация подаёт заявку на реконструкцию сельской дороги, а на деле выясняется, что нужен капремонт. Бывает и наоборот. Чем выше показатели (доля молока от общего производства по региону и объём инвестиций), тем выше шансов у колхоза или фермы решить свою дорожную проблему. Если дорога ведёт сразу к нескольким производствам, шансы растут: их показатели посчитают вскладчину.

«За пять лет одобрено 40 проектов, — рассказала замминистра сельского хозяйства и продовольствия Ирина Головкова. — Переходящей на 2022 год будет Соколовская дорога: в этом году капремонт начат, в следующем он продолжится. Стоимость значительная, порядка 200 млн рублей. Министерство поэтому провело допконкурс, понимая, что на 2022-24 годы потребуется дополнительный перечень дорог. Ими стали дорога Рай — Камешница в Оричевском районе, дорога на Бельтюги в Кумёнском районе и дорога на «Андреевское» в Уржумском районе».

Ещё с 2019 года появилась программа комплексного развития сельских территорий. Но это история скорее о строительстве дорог там, где их ещё нет. Другой механизм — «стандартные» субсидии на дорожную деятельность, которых, конечно, тоже не хватает.

«Вопрос в недофинансировании программ, — признаёт Головкова. — Но эти вопросы решаются на федеральном уровне».

Стыдный пример

Есть хрестоматийные примеры. Один из них можно даже назвать стыдным. Это дорога, ведущая из Шабалинского района (Ленинское) в Костромскую область.

С 2017 года власти двух регионов встречались и договаривались о восстановлении этой дороги. От нас по ней вывозят молочку, из Костромы везут лес. Плюс туда-сюда ездят люди. Трасса действительно важная.

В итоге договорились параллельно ремонтировать разбитую дорогу с обеих сторон. Кострома за это время сделала максимум: привели в порядок свой участок (щебень плюс асфальт), а в 2022-23 годах два моста в нашем направлении станут металлическими (ранее были деревянными).

А Кировская область что? Провели межевания и очистили полосу отвода. И пока на этом всё… Согласитесь, это как минимум непорядочно. Местные власти рассчитывают (в идеальном мире) передать дорогу в областную собственность. А иначе на что рассчитывать?

Мнение эксперта

Председатель комиссии Фаат Хайруллин:

«Мы пытаемся найти выход: куда, в какие двери ещё стучаться, чтобы помочь людям на селе. Продукцию в некоторых случаях приходится вывозить на вездеходах — как такое возможно? Но вывоз товара это одно, а когда невозможно выехать в районную больницу, отвезти ребёнка в школу — это другое.

Среди депутатов есть мнение: село мы уже упустил, давайте сохраним хотя бы районы… А проблемных дорог масса. Слабые места — это Унинский, Шабалинский, Фалёнский, Яранский, Пижанский районы. А ведь руководство региона лично обещало выезжать с осмотром некоторых объектов.

Хорошо, что есть дорожные программы. Однако даже на составление проектно-сметной документации нужно время, а везти продукцию нужно уже сегодня. Но как после дождя вывезти молоко, как бабушке добраться до райцентра?».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах