Жильцы дома № 28 на улице Пушкина в Кирове вот уже три года пытаются «поймать» горячую воду. То её вообще не бывает, то появляется только ночью, поэтому порой приходится ставить будильник, чтобы помыться. Случается, что из «горячего» крана течёт чуть тёплая вода. Что делать жильцам? Могут ли они добиться перерасчёта? Ответы на эти вопросы – в материале сайта kirov.aif.ru.
Тёпленькая пошла
Пятиэтажке на Пушкина более 55 лет, раньше здесь располагалось общежитие. Соответствующая планировка осложняет и без того неприятную ситуацию. Жильцам приходится греть воду в кастрюлях и чайниках, а затем нести в общую душевую, так как в комнатах санузлы не предусмотрены.
Кировчанка Нина Ерошина живёт в доме давно, но раньше всё было по-другому.
«Такого безобразия не было: были чистота, порядок, никаких проблем с горячей водой, – вспоминает жительница. – Сейчас воду приходится греть в кастрюлях, нести в ванную комнату. На ванну я ставлю доски, на них – тазики, потом развожу кипяток из кастрюли холодной водой. Вот так и моюсь. А ведь в доме есть семьи с маленькими детьми, даже груднички есть. Мы звонили, писали в УК, но толку никакого. Говорят, что заявка принята – и всё. Ситуация не меняется».

Ещё один житель дома, Сергей, рассказывает о странном графике горячего водоснабжения. Одно время воду давали раз в неделю днём. Везло тем, кто оказывался дома в это время. Потом время подачи сменилось на ночь.
«Мой сосед заводил на ночь будильник, чтобы помыть трёхлетнего ребёнка, – говорит Сергей. – На Пасху нам дали тёпленькую водичку, удалось посуду относительно нормально помыть. Вот сейчас вода еле тёплая идёт. Акватермометр показывает 30 градусов. Пришлось и мне ставить будильник на 2 часа ночи, чтобы помыться. У меня инвалидность – проблемы с ногами, так что носить кастрюли с кипятком непросто».
По словам жильцов, в доме есть проблемы и помимо горячей воды. Из-за сломанной пожарной двери в дом повадились приходить бездомные и наркоманы. Текущий ремонт никто не делает, так что приводить в порядок коридор людям пришлось своими силами. Между лестницей и стенами образовались дыры – их тоже устраняли сами жильцы.
Бесхозный бойлер
Деньги за горячую воду жители дома платят исправно. Счётчиков нет, поэтому квитанции оплачивают по нормативу. Вода идёт из теплоузла в соседней пятиэтажке. В УК жильцам объяснили, что бойлер является бесхозным, поэтому отремонтировать его за свой счёт они не могут.
Чтобы решить проблему с водой, люди обращались и в Государственную жилищную инспекцию. После визита сотрудников инспекции горячая вода появилась на несколько дней, а затем снова исчезла. Жильцы обратились в Народный фронт.

По словам общественников, в 2022 году Первомайский районный суд обязал администрацию Кирова взять его на муниципальный баланс и передать в обслуживание ресурсоснабжающей организации. Концессионное соглашение начнёт работать к лету 2025 года.
Чтобы добиться перерасчёта платы за воду, Народный фронт обратился в прокуратуру. К решению проблемы подключились следователи. СУ СКР по Кировской области проводило проверку по ситуации с горячей водой в этом доме. Недавно проблемами жильцов заинтересовался глава СК России Александр Бастрыкин. Он поручил возбудить уголовное дело.
Обязаны сделать перерасчёт
Юрист в сфере ЖКХ Андрей Воробьев советует жильцам в таких ситуациях сразу обращаться в свою управляющую организацию.
«После обращения УК должна будет замерить температуру воды и составить акт. Если температура окажется ниже допустимой, то по закону вам обязаны сделать перерасчёт. Если проблема возникает периодически, то во время визита представителя управляющей организации температура воды может быть близкой к норме. В этом случае может помочь установка счётчика с термодатчиком. Ставить такой счётчик имеет смысл, если перебои с водой возникают регулярно, то есть чаще двух-трёх раз в месяц. Температуру воды ниже 40 градусов этот прибор считает холодной. Для его установки нужно написать заявление в УК. Сотрудники компании должны будут опломбировать прибор и составить акт ввода в эксплуатацию. Если представители УК не явились, то можно смонтировать прибор самостоятельно. С момента подачи заявления в УК счётчик считается автоматически введённым в эксплуатацию, без актов и опломбировки», – пояснил он.
Проблему с нагревом воды, по словам собеседника сайта kirov.aif.ru, может решить водонагреватель, однако хороший прибор стоит дорого и не всем по карману.
«Самый затратный вариант – это, конечно, реконструкция системы водоснабжения в доме. Для этого нужно провести общее собрание жильцов и выбрать вариант финансирования. Можно либо дополнительно собрать деньги на эти цели или включить данные мероприятия в проект при проведении капремонта. Альтернативный вариант – обратиться в суд с требованием к исполнителю коммунальных услуг обеспечить поставку горячей воды», – добавил юрист.