Кировская область – интересный и самобытный регион. Но, несмотря на это, ещё совсем недавно туристов было не так много. Однако в 2024 г. на Вятку устремился настоящий поток туристов. Около миллиона гостей – такого прежде никогда не было. Руководитель Центра развития туризма Кировской области Алексей Чепцов рассказал о том, как удалось привлечь так много гостей, как удержать их интерес, чтобы они возвращались снова, и о любви к путешествиям.
В метро и в космосе
Марина Медведева: В прошлом году Киров отпраздновал 650-летие, город был новогодней столицей страны. Очевидно, что удалось отлично использовать эти поводы для привлечения туристов из разных регионов России. Как это было сделано?
Алексей Чепцов: Работа проделана большая, и действовали мы в разных направлениях. Губернатор Кировской области Александр Соколов ставил нам много задач для повышения узнаваемости региона. Мы использовали потенциал международной выставки-форума «Россия», которая проходила на ВДНХ в Москве, где мы много рассказывали о гостеприимстве Вятского края. Прошли презентации в Совете Федерации, Государственной Думе, Торгово-промышленной палате России, МИДе. Впервые Кировская область установила стенд на Международном экономическом форуме. Всё это – деловые мероприятия. Также мы старались сделать так, чтобы о регионе узнавали и обычные люди: организовали фотовыставку на бульварах в Москве. По красной ветке столичного метро полгода курсировал брендированный поезд. В оформлении мы постарались отразить всё, чем знаменита область: от великих полководцев до истории уникальных промыслов. Бренд 650-летия Кирова нанесли даже на ракету, которая стартовала с Байконура. Считаю, что нам удалось рассказать всей стране, что в Кирове и области есть, на что посмотреть и чему удивляться. В областном центре у нас уникальная архитектура, а сам регион – прекрасное место для развития семейного туризма. 2024 год был Годом семьи, и этот повод мы тоже использовали для продвижения региона. Конечно, нам помогли СМИ – в Киров приезжали и делали интересные, яркие сюжеты представители федеральных телеканалов, мы приглашали в регион блогеров с разных площадок. Всё это тоже работает на узнаваемость области.
– А как вы позиционировали регион, его уникальность?
– Мы хотели показать, что Киров – настоящие ворота Русского Севера, именно с нас он начинается. Хотите увидеть настоящую русскую зиму? Приезжайте в Киров! Кроме того, город получил очень интересный статус – столица рассветов. Они у нас и правда очень красивые, мы этим гордимся и готовы делиться этой красотой с туристами. Уникальность Кировской области в том, что к нам легко доехать из других регионов, у нас девять «соседей»! Кроме того, не составляет труда добраться, например, из Москвы, и жители столицы регулярно этим пользуются. При этом к нам едут не только посмотреть музеи и архитектуру. У нас дешевле, чем в столице, можно получить качественные услуги. В Москве в 2024 г. на 100 с лишним площадках ставили уличную рекламу, где представляли регион «через еду». На билбордах писали о том, что у нас стоит попробовать настоящую вятскую кухню и добавляли, что можно не только поесть, но и провести время в спа, посетить стоматологов, парикмахерские. И это сработало. Чтобы повысить туристическую привлекательность, создавали совместные проекты с другими регионами. В прошлом году проводили фестиваль «Город добрых соседей», где приняли участие 17 регионов. К примеру, гости из Татарстана выступали у нас на Спасской, также мы разработали совместные маршруты. Они рассказывали про фестиваль у себя, и таким образом жители региона узнавали о вятском крае.
Занято на 110%
– Около миллиона туристов – это много. Какое место Киров занял среди регионов страны по росту турпотока?
– Второе. Такого прежде никогда не было. Прирост составил 40%. Мы уступили по этому показателю только Красной Поляне. Приезжают к нам из разных регионов страны. Самый большой рост – из Ростовской области – 562% (!), приезжали из Ярославской и Ульяновской областей, Татарстана, Перми, Удмуртии, Мордовии, Республики Коми и даже из Алтайского края. И, конечно, из Москвы, Московской области и др.
– Рост турпотока отразился на экономике? Как получилось принять такое большое количество гостей?
– Туризм – это, прежде всего, экономика. С моей точки зрения есть два аспекта: эмоциональный – это имидж региона, и финансовый – это уже про деньги. Например, гостиницы в новогодние праздники были заселены на 110%. Как это возможно? Они создавали и продавали дополнительные места, стараясь разместить всех желающих. Любопытно, что рост потока туристов в праздники был зафиксирован не только в Кирове, но и в близлежащем Слободском. Так что и этот город вовлекли в праздничные мероприятия.
Национальный маршрут
– Какие интересные события запланированы в этом году?
– В 2025 г. впервые в Вятскополянском районе пройдёт Всероссийский сельский Сабантуй, который мы проводим совместно с Татарстаном. Сабантуй запланирован на 27-29 июня, ожидается более 100 тыс. гостей. Хотим провести Фестиваль халяльной кухни, пригласив участников из Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чечни. Пройдут и традиционные фестивали, куда мы хотим пригласить туристов со всей страны: Фестиваль железа в Белохолуницком районе, «Истобенский огурец», «Три Спаса» в Уржуме и, конечно, фестиваль на Спасской. В этом году открытие пешеходной Спасской будет проходить в течение четырёх дней: с 1 по 4 мая. Но самая главная повестка в этом году – это, конечно, 80-летие Победы. В области запланировано много мероприятий. Кроме того, 70-летний юбилей отмечает второй по величине город области – Кирово-Чепецк. Вятским Полянам исполняется 430 лет. Через семь лет 650-летие отпразднует с. Великорецкое, где проходит знаменитый крестный ход. Думаю, уже пора начинать готовиться.
– В Кировской области скоро появится свой национальный туристический маршрут. Что это такое?
– Это проверенный, безопасный маршрут, по которому могут путешествовать самые разные туристы: от семей с детьми до людей с ограниченным возможностями здоровья. На пути следования проверены гостиницы, объекты питания, туристические достопримечательности. Даже если на такой маршрут заявится одна семья, мы будем её полностью по нему сопровождать. На разработку проекта ушло более полугода, наша заявка уже зарегистрирована в Министерстве экономического развития. Сейчас ждём федеральную комиссию и, надеюсь, что в этом году объявят результат. Маршрут разрабатывали таким образом, чтобы было удобно туристам из регионов-соседей. Стартует он из Вятских Полян (это самый южный город региона), затем – Уржум, Нолинск (там, кстати, осталась единственная в стране фабрика, где производят инкрустированные соломкой матрёшки). Финальная точка – Киров. По желанию можно выехать в с. Порошино (Конный двор воеводы), в с. Великорецкое, Белую Холуницу или в Слободской.
– Ваша жизнь давно связана с туризмом. Опыт у вас огромный. Почему Вы выбрали эту сферу?
– С начальных классов я занимался на станции туристов, ходил в походы. Потом стал инструктором, водил группы на Урал, на Кавказ. Занимался спортивным туризмом и немного спелеологией. Прошёл довольно много водных маршрутов – до 5 категории сложности, были лыжные маршруты на Приполярный Урал. Затем уже перешёл на инструкторскую работу. Моя супруга тоже, как и я, увлекалась туризмом, мы до сих пор любим активный отдых, очень много ездим по России, смотрим по регионам. В Кировской области мне больше всего нравятся места, где можно отдохнуть душой. Недавно по работе съездил в с. Великорецкое и скажу, что это – настоящее место силы, мне там очень комфортно. Моё любимое время – это золотая осень. В эти дни прекрасно гулять по границам Нургушского заповедника. Нравятся также Медведский Бор, Береснятский водопад, Буржатский утёс, а ещё одна из самых красивых деревень России – Лальск. Думаю, в этом году побываю в Лузском районе и обязательно посмотрю, как там можно развивать туризм.