aif.ru counter
81

Чему научат? Дошкольников начали готовить к школе по-новому

Родители обеспокоены: в детских садах вводится новая система воспитания малышей. Чем она отличается от прежней, разбирался корреспондент «АиФ-Вятка».

Индивидуальный подход к обучению был провозглашён давно.
Индивидуальный подход к обучению был провозглашён давно. © / из архива редакции

В чём разница?

В 2013 году в стране принят Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в дошкольном образовании, который в полную силу заработает с 1 января 2016-го. Так в чём же суть изменений?

«Сейчас требуются люди активные, инициативные, способные решать различные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, умеющие себя презентовать перед социумом, - говорит Елена Мешкова, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования института развития образования Кировской области. - Задача педагога – обеспечить условия успешной социализации ребёнка в обществе с учётом его индивидуальных особенностей. А для родителей, которые по факту являются нашими заказчиками, стандарт является гарантией качественного и современного образования».

В традиционной системе взаимодействие между ребёнком и взрослым основывалось на том, что один давал инструкции, а второй должен был их выполнять.

«Гуманистическая парадигма ставит в центр процесса ребёнка, - поясняет Елена Борисовна. - В первую очередь необходимо видеть его особенности, настроение, желания, склонности, интересы, и, исходя из этого, гибко строить образовательный процесс. В этом случае взрослый, скорее, старший товарищ или партнёр. Он не диктует, а организует деятельность, заинтересовывая и давая возможность проявить самостоятельность».

Как на практике?

Триединство дошкольного образования: обучение, воспитание и развитие – остаётся неизменным. Но всё должно происходить не через строгую форму занятий с детьми (фактически – маленькие уроки), а через деятельность.

«Среди специфических видов деятельности, обозначенных в стандарте, учебной деятельности нет. Она осуществляется через понятные детям формы: игру, рисование, конструирование, музицирование. Инициатива должна исходить от ребёнка, а педагог обязан создать такие условия, чтобы он захотел этим заниматься».

Иными словами говоря, если малыш не настроен сию минуту клеить аппликации или лепить из пластилина, то принуждать его нельзя – пусть сам определит, когда ему это нужно. Так и видишь, как часть ребят сидят за столом и усердно работают, а на заднем плане резвятся все остальные.

«При первом прочтении стандарта педагогам приходит на ум фраза «Анархия – мать порядка», - улыбается Елена Мешкова. - Самую большую сложность для них представляет сама организация процесса. Если ребёнок не хочет заниматься, что делать? Но воспитатель – специалист. Он должен знать ребёнка, понимать его, владеть психологическими и педагогическими приёмами и мотивировать детей на совершение какой-то деятельности. Для этого есть множество приёмов».

В старших группах вводятся обязательные образовательные занятия, например, по грамоте и счёту, так что в любом случае ребёнка к школе подготовят. Не просто дав ему определённый объём знаний, а научив самостоятельно принимать решения, ставить перед собой цели, добиваться результатов. Только в этом случае ребёнок будет успешен и в учёбе и в жизни. А начало всему – игра, несерьёзное, казалось бы, занятие.

«Счастье не зависит от того, отличает ли дошкольник куб от параллелепипеда. Ребёнок счастлив, потому что может играть с друзьями, весело проводить время. Одна из целей ФГОС - сохранение уникальности и ценности детства. Не надо превращать детский сад в маленькую школу».

Так ли будет?

В документе всё выглядит красиво. А что думают по его поводу воспитатели и родители?

«Поживём – увидим, - размышляет Ольга Берёзкина, воспитатель из п. Кильмезь с 34-летним стажем. - Мы работаем по новому стандарту второй год, так что понимание происходящего уже есть. Никуда мы от этого не денемся - время сейчас такое. Дети действительно проявляют больше творчества и самостоятельности. Если, к примеру, раньше я готовила всё необходимое для рисования, то сейчас ребята сами это делают. И они понимают, как важно выполнить всё правильно. Я работаю с подготовительной и старшей группами: мне проще, ведь у них есть обязательные занятия. Сложнее с детками поменьше – их надо ещё заинтересовать. Но умный, понимающий, знающий воспитатель с этим справится. Когда на курсах нам рассказывали про новые правила, в замешательстве была молодёжь – у них в глазах читалось: то ли остаться, то ли уволиться».

Не все педагоги воспринимают перемены одинаково.
Не все педагоги воспринимают перемены одинаково. Фото: Предоставлено автором/ Инфографика Ирины Ветошкиной

«У меня складывается впечатление, что рано или поздно мы придём к тому, что родители будут платить за дополнительные занятия для своих детей, - считает кировчанка Валентина Пономарёва. - Просто я с трудом представляю, чему может научиться ребёнок, который сегодня хочет чем-то заниматься, а завтра – нет. Зная о требованиях некоторых школ к будущим ученикам, не удивлюсь, если на подготовительные курсы туда придётся оформлять детей чуть ли не с пелёнок».

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как стать донором крови?
  2. Зачем нужна «вафельница»?
  3. Зачем детям платить налог за недвижимость?
  4. Сколько новых детских садиков построят в Кирове?
  5. Что такое «нулёвые» квитанции?
  6. Кому положена бесплатная прививка от гриппа?
  7. Почему так много кировчан стремятся сменить место работы?
Самое интересное в регионах
Роскачество