Эти участники дорожного движения регулярно получают вслед волну негодований от пешеходов, а любая новость про ограничения движения электросамокатов вызывает немало откликов. Людей возмущает то, что часто на них ездят по тротуарам на высокой скорости, а, накатавшись, бросают, где попало. Постоянно идут разговоры о том, что движение средств индивидуальной мобильности (СИМ) в городе нужно ограничить. Или вообще запретить. Кировская гордума недавно приняла поправки в «Правила внешнего благоустройства», запрещающие оставлять электросамокаты в парках и других общественных пространствах. Получится ли решить проблему? Ответ на этот вопрос выяснял сайт kirov.aif.ru.
Финансовая сторона
В «Правилах» появилось понятие «средства индивидуальной мобильности», определяются места, где можно и нельзя их парковать, а также утверждается порядок выявления брошенных или неправильно припаркованных самокатов, перемещения их в места временного хранения и условия возврата владельцам. Согласно предложенной городскими властями схеме, работу должны контролировать сотрудники теруправлений. Специалисты передают информацию определённому по конкурсу подрядчику. Подрядная организация, в свою очередь, отвозит самокаты в места временного хранения. Чтобы забрать их со «штрафстоянки» владелец должен компенсировать затраты на перевозку и хранение.

Обсуждение этого предложения на заседании думы было долгим и бурным. Вопросов оказалось очень много. Более того, депутаты засомневались, что новая схема вообще будет работать. Один из самых острых вопросов – финансовый. Депутаты не поняли, зачем вообще тратить на эту работу бюджетные средства, если сдача самокатов в аренду – это бизнес (а бросают и паркуют где попало только их). Отметили и то, что сейчас у сотрудников теруправлений и так большие нагрузки – с дополнительными они могут не справиться. Кроме того, это может повлечь дополнительные расходы на оплату труда специалистов. Глава администрации города Вячеслав Симаков пояснил, что фактически теруправления и так ведут эту работу. Но пока владельцы не несут никакой ответственности.
Большинство депутатов проголосовали «за» внесение изменений в правила благоустройства, но при этом отметили, что схему нужно дорабатывать. Некоторые выступили категорически против, сказав, что она работать не будет, и куда эффективнее ввести полный запрет на парковки СИМ, как это сделали в других городах. Например, в соседней Перми.
Предложения по ограничению движения самокатов рассматриваются не впервые. Ранее было предложение в тестовом режиме выделить отдельную дорожку для передвижения на электросамокатах по Октябрьскому проспекту. Кикшеринговая компания полностью ограничила возможность использования своих самокатов на набережной Грина. Также прозвучали предложения ограничить скорость на отдельных участках, запретить аренду самокатов несовершеннолетним.
Полный запрет
Депутат Владимир Малков считает, что проблема с самокатами в городе серьёзная.
«У меня трое детей и, передвигаясь по тротуару, мне постоянно приходится держать их за руки, а также крутить головой, чтобы нас, не дай бог, не сбили. Подростки, нередко, находясь на самокате по двое, летят вперёд по тротуарам и не обращают внимание на пешеходов. Вижу, что катается много несовершеннолетних. Даже 10-летним детям не составляет труда взять в аренду СИМ, – говорит Владимир Малков. – У нас была встреча с представителями кикшеринговой компании. Я предложил оборудовать дорожки рядом с тротуарами (где это возможно) и зарабатывать деньги без ущерба для пешеходов. Но, понятно, что вложения колоссальные, и никто сейчас этого делать не будет».

Депутаты высказали сомнения в эффективности принятых по правок в правила благоустройства. Да и реализация механизма на деле кажется им сомнительной.
«Планируется разыгрывать тендер, чтобы найти подрядную организацию, которая будет вывозить самокаты с улиц. Но сейчас бюджет должен потратить деньги на подрядную организацию, а потом нужно ещё каким-то образом вернуть эти деньги, – говорит Владимир Малков. – Считаю, что пока у нас нет никаких работающих правил и нет никакой культуры вождения электросамокатов, то их движение нужно полностью запретить» .
Отсутствие культуры управления СИМ порой приводит к печальным последствиям. Самокатчики, не соблюдающие правила дорожного движения, могут представлять опасность для пешеходов. В августе был зафиксирован случай, когда водитель неустановленного самоката на улице Ленина сбил 70-летнюю пенсионерку. А буквально на днях неизвестный самокатчик на улице Воровского сбил 3-летнюю девочку. Малышка получила травмы. В связи со случившимся следователи СКР по Пермскому краю возбудили уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей. На происшествие обратил внимание глава СК РФ Александр Бастрыкин. Он затребовал у и.о. руководителя СУ СК России по Кировской области Максима Козлова доклад о ходе и результатах расследования дела.
Двадцать пострадавших
В Госавтоинспекции по Кировской области рассказали, что по состоянию на 14 августа 2025 г. в Кировской области произошло 20 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности.
20 человек получили травмы, погибших нет. Большая часть подобных аварий зарегистрирована на территории Кирова (15 ДТП, в которых 15 человек получили травмы).
По одному происшествию зарегистрировано в Вятских Полянах, Юрье, посёлке Оричи, Кирово-Чепецке и Зуевке.
В 2024 г в регионе произошло 28 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, в которых 30 человек получили травмы, погибших нет. Все аварии произошли в Кирове. Основная причина ДТП с пользователями СИМ – пересечение проезжей части дороги, не спешившись.

Участники дорожного движения в возрасте старше 14 лет могут ездить по велосипедным, велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.
В пешеходной зоне, по тротуару можно ездить, если масса СИМ не превышает 35 кг и нет специальной выделенной полосы для движения на двухколёсном транспорте, а также если взрослый на самокате сопровождает ребёнка в возрасте до 14 лет, также двигающегося на СИМ.
Можно ездить по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо нет возможности двигаться по ним.
По правому краю проезжей части дороги можно передвигаться на СИМ при соблюдении одновременно следующих условий: нет велосипедной и велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, тротуара, пешеходной дорожки, обочина, либо отсутствует возможность двигаться по ним.

На дороге разрешено движение транспортных средств со скоростью не более 60 км в час, а также движение велосипедистов; средств индивидуальной мобильности, оборудованных тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями (белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади), фарой (фонарём) белого цвета спереди.
Дети в возрасте от 7 до 14 лет могут передвигаться на средствах индивидуальной мобильности только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
Младше 7 лет — по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон. Детей обязательно должны сопровождать взрослые.