Насколько трудно общепиту?
Март. Пандемия докатилась до России. Карантины.
В сфере начинается текучка, прежде всего среди студентов и пожилых сотрудников. Растут долги по зарплатам и перед поставщиками.
В конце июня кажется, что многое позади: как только общепит открывается, люди, соскучившиеся по нему, охотно бронируют столики и заходят на обед. Выручка растёт, ситуация стабилизируется. Ненадолго.
С сентября и по сей день идёт так называемая «вторая волна». Теперь все должны быть в масках, из-за чего гости кафе подчас готовы конфликтовать с персоналом. Досуговые программы запрещены, а с конца октября по указке Роспотребнадзора общепит наглухо закрывается в ночное время (23.00 – 06.00 часов). Тяжко!
Как назло дорожают продукты, маски с перчатками и санитайзеры, коммуналка. В придачу предприятия каждый день живут в ожидании проверок и с риском штрафов.
«Оборот предприятий сферы общепита снизился почти на четверть», – уточнила замминистра экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области Лариса Агалакова.
Сколько денег «влили»?
Конечно, помощь есть, и видов её немало.
Общепит, как и предприятия других сфер, пользуются федеральными и региональными мерами поддержки. Одни получают отсрочки по налогам,
другие — субсидии на выплаты зарплат. Ставки по страховым взносам (для зарплат свыше МРОТ) снижены до 15%.
Кировским кафе, столовым и ресторанам автоматически продлили 260 лицензий на продажу алкоголя, общая «стоимость» этой меры поддержки — 16,9 млн рублей. Высвободившиеся деньги предприниматели смогли потратить на другие «дыры» в своих бюджетах.
Кроме того, фирмы получают беспроцентные кредиты (общий объём по региону — 1,5 млрд рублей), льготные кредиты под 2% годовых (на 5,4 млрд рублей) и реструктурируют старые кредиты (на 1,8 млрд рублей). А ещё есть субсидии на закупки дезинфицирующих средств, заёмные программы местного центра «Мой бизнес», льготные «правительственные» займы и пр.
Отсрочка налогов вместо их отмены. Кредит вместо прямых денежных сумм. Красивые, но лишь косметические меры.
Какая помощь нужна сфере?
«Предпосылок к восстановлению рынка нет, ведь нет сроков окончания пандемии, – поделился операционный директор торговой марки «Сели-поели» Пётр Кочетов. – А цены и затраты по-прежнему растут, как и налоговая нагрузка».
На днях предприниматели побывали в областном правительстве и рассказали, какие меры действительно помогут общепиту в ближайшие месяцы. Это равные условия для всех сфер (например, работа без временных ограничений), налоговые каникулы (или льготный УСН в 1%), финансовая поддержка (на маски и санитайзеры либо коммуналку), сдерживание цен на ЖКУ, информационная, правовая, маркетинговая поддержка.
Конечно, есть смысл надеяться на помощь и от региона, и на федеральном уровне.