Примерное время чтения: 6 минут
146

Деньги — в школы? Кировские эксперты разбирались в послании президента

В недавнем послании президента много говорилось о социальных вопросах: семье, детстве, образовании. Большой блок был посвящён новым мерам поддержки: всеобщему бесплатному питанию учеников младших классов, финансовой помощи классным руководителям школ. Но даже эксперты до сих пор не понимают, как эти идеи будут претворяться в жизнь в Кировской области.

Откуда возьмутся деньги?

Сказано: классным руководителям положена дополнительная выплата в сумме 5 тыс. рублей. Сумма немаленькая — особенно если учесть, что в среднем классное руководство в регионе «оценивается» в сумму менее 2 тыс. рублей. Как рассказала председатель комитета по социальным вопросам Заксобрания Галина Буркова, всего в Кировской области насчитывается до 7 тыс. классных руководителей. Сумма на всех выйдет немаленькая. Важно, чтобы эти деньги пошли отдельной строкой выплат педагогам, а остальные также были сохранены.

«5 тыс. рублей — сумма за вычетом НДФЛ и с учётом районного коэффициента? Какую сумму педагоги получат на руки? Это интересует людей, они задают много вопросов», — рассказала директор СОШ № 6 Кирово-Чепецка Анна Шкляева на заседании профильной комиссии Общественной палаты Кировской области.

По некоторым данным, 12 апреля в России должен пройти плебисцит (всеобщее голосование — Ред.) по внесению поправок в Конституцию. В эти же сроки будут решаться и социальные вопросы, а пока понимания тех вещей, о которых говорил президент, недостаточно.

«Что касается бесплатного питания для учеников 1-4 классов, здесь важно, откуда возьмутся деньги: будет это нагрузкой для муниципальных, областного или федерального бюджетов. Даже когда в регионе дали бесплатное питание детям с ограниченными возможностями здоровья, которых у нас не так много, процесс шёл не без проблем. Непонятно, как муниципалитеты «потянут» эти суммы», — продолжила задавать вопросы Анна Шкляева.

Но откуда возьмётся понимание в таких вопросах, если в регионе не решаются прежние проблемы, годами остающиеся в подвешенном состоянии?

«Пальцем в небо»

Ранее общественники заинтересовались тем, как формируются фонды оплаты труда педагогов. Удалось получить ответ от Минобразования Кировской области. Правда, формулировки в нём оказались уж очень расплывчатыми.

Как выяснилось, нормативы на начальное, основное и старшее звено школ разные и меняются каждый год. Правда, методики таких корректировок нет. Фактически норматив должен покрывать все нужды: есть требования по педагогам, расходам и учебным планам. Но как всё происходит в действительности, не знает никто.

«Существующее законодательство не предполагает существования методик», — так можно описать ответ чиновников. Общественные активисты сетуют: можно продолжить изучать проблему и дойти до более высоких инстанций, нежели местные Министерства. Но там наверняка ответят, что все полномочия переданы именно региональным чиновникам. Круг замкнётся.

Некоторые эксперты Общественной палаты считают, что кардинально решить проблемы можно только если реализацию всех стандартов возьмёт на себя федеральный бюджет. А пока они ждут итогов работы специальной комиссии при Минобразования региона. Правда, известно, что до сегодняшнего дня она ни разу не собиралась.

«Нормативы пересматривались примерно в 2006 году. Тогда власти региона практически «пальцем в небо» пытались угадать, какие суммы установить, чтобы вся система не рухнула, чтобы всем было терпимо. Уверен, норматив финансирования образовательных учреждений нужно было ещё 6-7 лет назад повышать в два или три раза», — заявил эксперт в сфере общего образования, директор АНО «Институт проектирования инновационных моделей образования» Константин Колесников.

«Разруха и позор»

Ещё один насущный вопрос — поддержка талантливых школьников. Ранее инициативная группа учеников обратилась в Общественную палату: им не хватает центров для подготовки к олимпиадам по гуманитарным направлениям.

«Это важно для ребят-олимпиадников. Кировский ЦДООШ запускает это направление, но только через год — там будут специалисты и всё необходимое», — рассказала председатель комиссии Инна Вылегжанина.

С этой проблемой общественники также обращались в Министерство. Суть ответа, адресованного на их запрос, — «предложение будет учтено». Как рассказала член комиссии Анастасия Горбушина, те самые инициативные школьники достаточно «продвинутые» и всё понимают: они не были удивлены такому ответу.

Пока специальных центров подготовки к гуманитарным олимпиадам в Кировской области нет. Существуют отдельные секции при опорных школах, есть дистанционная система работы для желающих — пока это всё, что регион может предложить ученикам. Те, правда, просили поддерживать талантливых школьников рублём, а чиновники в ответ заявили, что можно подавать грамоты и дипломы в качестве документов заявки на бесплатные путёвки в лагеря на Чёрном море. По словам всё той же Галины Бурковой, в своё время «губернатор дал понять, что не всё измеряется деньгами».

Правда, в масштабах самих школ поддержка всё же есть. Правительство Кировской области ранее распределило 97 млн рублей между школами Кирова, Кирово-Чепецка, Слободского и районов, «обеспечивающими высокое качество образования». Как выяснилось, это как раз те школы, в которых есть немало детей, добивающихся успехов на региональных и всероссийских этапах олимпиад. Правда, пока не говорится, на что пойдут эти деньги: на выплаты учителям, воспитывающим талантливых детей, или на саму образовательную деятельность.

«В нацпроектах многое написано, а как это реализуется — другой вопрос. Я к этому отношусь скептически. Делаются отдельные шаги, но они ничего не решают: не хватает системности. На днях был в кировской школе № 32, где обвалился фасад, а дети учатся в третью смену. Разруха и позор. Вот на что нужно обратить внимание», — подытожил Константин Колесников.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах