Примерное время чтения: 5 минут
508

Инклюзия или иллюзия? Есть ли в Кирове условия для обучения детей-инвалидов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. №19 06/05/2015
Многопрофильный лицей Вятских Полян - участник проекта.
Многопрофильный лицей Вятских Полян - участник проекта. Правительство Кировской области

Хотя об инклюзивном образовании в России заговорили несколько лет назад, для многих этот термин малопонятен. Поэтому мы попытались разобраться, что же всё-таки присутствует в нашем регионе - инклюзия или иллюзия?

Нужен комплексный подход

«Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) жить в этом обществе, они должны социализироваться, получить профессию, адаптироваться в будущем, и общество должно их понять и принять, - говорит Ирина Сысуева, начальник отдела специального образования и социальной защиты детей и подростков департамента образования Кировской области. - К сожалению, в России с этим есть проблемы, и хорошо, что появилось такое инновационное образовательное направление».

Для особых учеников должны быть созданы особые условия. Начиная с 2012 года, в 13 общеобразовательных учреждениях области создаётся универсальная безбарьерная среда - с пандусами, подъёмниками, изменёнными санузлами, расширенными дверными проёмами. Приобретено специальное оборудование - учебное, реабилитационное, компьютерное - для обучения детей-инвалидов по слуху, зрению, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями.

Внедрение инклюзивного образования требует комплексного подхода. Нужно готовить учителей к работе с учащимися с инвалидностью, а их родителей - к пониманию своих детей и того, что они в обычной школе могут столкнуться с определёнными трудностями. Нужно готовить мам и пап другой, так сказать, принимающей стороны, так как непонимание часто порождает конфликты. У этого процесса нет временных рамок, поясняет Ирина Всеволодовна, и образовательное учреждение в случае, если родители желают, чтобы их ребёнок обучался вместе со здоровыми сверстниками, обязано создать для этого условия. По уровню интеллекта эти дети могут не уступать остальным ученикам в классе, но требуют индивидуального подхода.

В Кирове создан Центр инклюзивного образования, в котором прошли обучение около 40 педагогов из обычных школ. По словам Ирины Всеволодовны, у них происходит полное переосмысление происходящего, и многие из тех, кто поначалу внутренне сопротивлялся, приходят к пониманию того, что такое инклюзия.

К особым детям требуется особый подход в обучении Фото: АиФ/ Архив школы для детей-инвалидов в Павлограде

Но зачем изобретать велосипед, если для детей с ОВЗ уже создана целая система коррекционного образования? Доказавшая, кстати, свою эффективность. Так что же, она больше не нужна? Напротив, утверждают в департаменте образования, специальные коррекционные школы должны стать центрами ресурсного обеспечения для развития инклюзивного образования. У них есть и педагогические кадры, и методики работы с особыми детьми. Они готовы помогать общеобразовательным школам по всем вопросам.

В департаменте образования не отрицают: проблемы есть. И с финансами, и с восприятием инклюзивного образования педагогами, родителями, детьми. Проблемы необходимо решать. Начать реализацию инклюзивного образования важнее, чем ждать.

Барьеры - в головах

«Плохо относятся к непохожести именно взрослые, - считает Елена Лянгузова, руководитель Центра поддержки семей с детьми с особенностями развития «Дорогою добра», мама ребёнка с синдромом Дауна. - И этому они с малых лет учат детей, которые быстро схватываю, уже к первому классу превращаясь «в-этих-жестоких-детей». 

Отношение к детям-инвалидам задают взрослые. Фото: www.russianlook.com

Задавая вопрос, комфортно ли обычным детям находиться рядом с особым ребёнком, сначала спросите себя, комфортно ли вам рядом с человеком с ДЦП, или с аутизмом, или с синдромом Дауна? Скорее нет, чем да, потому что в детском саду и в школе вы не учились с такими детьми и почти ничего про них не знаете, а незнакомый объект может быть опасен или неадекватен, его нужно избегать. Но дети младшей группы детского сада полностью копируют поведение воспитателя, и, если окружающие их взрослые ведут себя адекватно по отношению к особым детям, дети начинают воспроизводить это отношение, а затем позднее оно переходит в собственную личную позицию.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах