Примерное время чтения: 9 минут
365

Почему Пушкин наше всё? Эксперт рассказала о феномене творчества мэтра.

Со школьной скамьи мы почти наизусть знаем многие произведения Александра Сергеевича. Даже в повседневности не обходимся без строчек из его стихотворений. Так, наслаждаясь наступившей зимой из уст вырывается: «Мороз и солнце! День чудесный!», а в осенний погожий денёк говорим: «Унылая пора, очей очарованье…» Кто из женщин не задавался вопросом у зеркала: «Я ль на свете всех милее?..» Но Пушкин подарил нам гораздо больше, чем бессмертные строки из своих произведений - он даровал нам современный русский язык. О феномене поэта и о проблемах языка мы побеседовали с Ксенией Лицаревой, деканом факультета филологии и медиакоммуникаций ВятГУ.

Праздников много не бывает!

- 24 мая отмечали День славянской письменности и культуры, 25-го- День филолога, 6 июня - день рождения Александра Пушкина и приуроченный к нему День русского языка. Действительно ли так важны «профильные» праздники?

- Дат, посвященных русскому языку и литературе, никогда не бывает много. День славянской письменности и культуры, прежде всего, церковный праздник, в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. День рождения Пушкина для нас действительно большой праздник. Все привыкли к тому, что «Пушкин - наше всё, Пушкин - гений», но редко кто задумывается, почему он гений. Дело в том, что до него наш язык, наша религия и культура были вторичны. Даже во времена Петра Первого и в ХVIII веке, несмотря на все прорывы в науке и культуре, мы многое заимствовали. Вдруг появляется человек, который, по крайней мере, в литературе прекращает процесс зависимости и вторичности. Благодаря Пушкину наша литература стала учительницей, проповедницей и утешительницей и вообще стали возможными художественные открытия Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова и других. И ещё: не каждая литература становится мировой, влияющей на умы и настроения разных времён, народов и поколений!

У нас прекрасная живопись, музыка, балет… Но именно литература стала своеобразной национальной валютой. Обидно, горько, когда мы отказываемся от нашего национального достояния, от нашей гордости. Мы всё ищем какие-то поводы для гордости, а на самом деле вот она - русская литература. В книге, как и в языке, скрыт национальный код.

- Несколько лет назад журнал «Русский репортёр» опубликовал список 100 книг, формирующих национальный код. Рейтинг составлялся на основании масштабного опроса, в нём приняли участие несколько тысяч жителей страны. На первое место поставили роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Вы согласны с этим списком?

- Литературу, судьбу писателя или конкретного произведения так или иначе определяет читатель. Вместе с тем важно понимать, что у читателя есть определённый горизонт ожидания. Сегодня некоторому количеству людей необходим Булгаков, а кто-то выберет совершенно другого писателя. Именно читатель «вынес на руках» Сергея Есенина, хотя общеизвестно, что его запрещали и широко не пропагандировали. Просто время требовало другой поэзии. К сожалению, так бывает. Но читатели сохранили свою любовь к есенинской поэзии и, что называется, спасли ее от забвения.

Сейчас не хочет офисная интеллигенция «заморачиваться» над каким-то философским, глубоким произведением. Она хочет читать достойную книгу на достойную тему, но чтобы не задерживаться над какой-то мыслью. Это не плохо, не хорошо - это значит, что рынок предлагает так называемую миддл-литературу, ориентированную на средний класс. Важно понимать, что не всякая литература «как колокол во времени звучит». Можно быть популярным, но это не значит, что ты авторитет. Мы знаем множество таких примеров.

Ещё замечу, что сейчас читатели очень разрозненны - ты прочитал книгу и с кем ты её можешь обсудить? В советские годы было по-другому: чтение было частью бытовой культуры. Популярную книгу ты брал на несколько дней или на ночь, а потом их увлеченно обсуждал на работе, в школе или в институте.

Я бы не поставила на первое место «Мастера и Маргариту», потому что у нас есть «Тихий Дон» - великое произведение. Писателей крупного масштаба у нас много: Леонид Леонов, Борис Пастернак, Максим Горький, Андрей Платонов, Алексей Толстой, если говорить о советской литературе 30-50-х годов XX века.

Увы, но многие не осознают своей читательской ответственности и влияния на литературный процесс. А тут еще и причуды книжного рынка: есть немало писателей, для которых литература - коммерческая составляющая.

Литература развивается

- На ваш взгляд, среди современных авторов есть достойные? Кто-то из них останется в памяти поколений?

- Современная литература хронологически отсчитывается с середины 1980-х годов. Во время перестройки людям стали внушать, что русская литература, её будущее - это её прошлое, что всё бесперспективно и безнадёжно. Именно на этот период пришёлся расцвет литературного направления - постмодернизм, но и тут наша литература смогла создать в лучших образцах модификацию русского постмодернизма. Дело в том, что у нас не было массовой литературы и наши писатели «играли» на поле высокой литературы ХIХ века и ХХ века.

В какой-то момент эта постмодернистская парадигма перестала быть интересна ищущим писателям. Особенность современной литературы в том, что понятие процесса перестало быть линейным: сегодня существует и реализм, и романтизм, и сентиментализм, и постмодернизм.

Безусловно, у нас есть достойные писатели, творчество которых развивается на наших глазах: Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, Роман Сенчин, Алексей Иванов, Алексей Варламов, Илья Стогоff, Ольга Славникова. Можно назвать 10-15 имён. Это кажется, что их мало. Например, в Советском Союзе в 1985 году было издано 3000 поэтических сборников - разве мы знали имена всех авторов? Нет, 20-30 имён. Вы спрашиваете, кто останется в литературе? Должно пройти минимум 50 лет, а лучше 100, чтобы ответить профессионально на этот вопрос. Одно несомненно: наша литература никогда еёе не была такой разнообразной и такой свободной, как сегодня. Литература в своём развитии не остановилась, а в настоящее время, пережив очарование постмодернизмом, пришла к созданию очередной эстетической парадигмы - новому реализму.

- В последнее время многие предпочитают читать блоги, а не книги. Как вы относитесь к этому жанру?

- Читаю блог Захара Прилепина. Мне близка его позиция писателя и филолога. Интересно узнать, что он сейчас пишет книгу-биографию Сергея Есенина, а в блоге печатает малоизвестные стихотворения поэта.

Мы меняемся, и появляются новые средства связи. Всё чаще медики и психологи говорят о том, что люди должны читать бумажную книгу. В этом есть какая-то тайна. Чтение с экрана монитора отличается от чтения книги. Мозг лучше работает, когда человек читает бумажный вариант: информация с экрана усваивается на 40 процентов хуже.

- Книжные магазины пестрят обилием новинок, как не потеряться в выборе?

- Выбирать книги очень сложно. На одной из радиостанций я веду передачу «Дай почитать», где рассказываю о книжных новинках. Быть навигатором довольно трудно, подчеркну, что я ничего не рекламирую, а знакомлю с тем, что выдаёт книжный рынок. Я просматриваю толстые журналы, поэтому представляю перечень наиболее популярных и интересных книг, слежу за движением литературы. Для того чтобы не ошибиться в выборе, стоит прийти в магазин, посмотреть, почитать какие-то отрывки, почитать отзывы в Интернете, хотя на них не всегда стоит опираться. И только тогда сделать свой выбор.

Перемены не всегда к лучшему

- Долгие годы идут споры вокруг школьной программы по литературе. Некоторые всерьёз считают, что её необходимо упростить, чтобы не загружать детей. Стоит ли идти на такой шаг?

- Та школьная программа, которая существует на протяжении нескольких десятилетий, формировалась под руководством Горького, Луначарского и Сталина. Им пришлось бороться с заблуждениями «неистовых ревнителей», которые считали, что дети должны изучать, прежде всего, пролетарскую литературу, а западноевропейскую и дворянскую отодвигали на второй план.

Есть вещи непререкаемые, есть золотой фонд, который мы должны знать, но при этом необходимо знать и современных авторов. Мы не можем застыть в 1970-х! Вопросы школьной программы должна решать общественность и очень честные профессионалы.

- ЕГЭ - ещё один неоднозначный элемент современного образования...

- Я принимала активное участие в приёмных кампаниях. Мы выписывали нелепые цитаты, смеялись, а потом перестало быть смешно - стали понимать, что это не просто какое-то незнание или языковая неловкость, а настоящее невежество. В итоге мы получили печальный результат. Как русский язык, а тем более литературу, объективно проверить вопросами теста? Творческая часть нынешних учащихся вызывает глубокое сожаление и боль. ЕГЭ - это отсутствие мысли, желания рассуждать...

- Уроки русского языка и литературы, которые ведут преподаватели Вашего факультета, в том числе и Вы, пользуются большой популярностью среди кировчан. Как Вы считаете, почему люди стали интересоваться таким форматом?

- В последнее время формат лекций вышел за рамки академической университетской лекции. Помимо университета, мы стали проводить их на различных площадках: на улицах, в библиотеках и даже в кафе.

Например, я читала лекцию «Выйти замуж за Маяковского» в «Гауди». Безумно волновалась, как смогу совместить высокое искусство и кухонную реальность. Но слушатели собрались удивительные - думающие и заинтересованные. Меня это поразило и тронуло сердце. Тут неважно место и количество слушателей, может быть, слова поэта кого-то спасут или подарят какое-то открытие.

Хочу сказать «спасибо» людям, которые ходят на наши лекции. Мне приятно видеть людей разных возрастов и профессий. Дело в том, что люди приходят к какому-то конкретному лектору, а в том, что они «приходят» к Гоголю, Есенину, Горькому, Маяковскому… Это дорогого стоит.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах