Примерное время чтения: 10 минут
802

Мир размером 10х15. Что привлекает коллекционеров в старинных открытках

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. №42 14/10/2015
Сергей Шистарев / Предоставлено автором

Арсен Аркадьевич – личность неординарная: архитектор, поэт, художник, искусствовед, кандидат исторических наук. И, разумеется, страстный коллекционер с более, чем 40-летним стажем. О предмете своей страсти – старинной открытке – Мелитонян может говорить часами.

Казалось бы, что такого в этом прямоугольном кусочке картона? Он не так прост, как кажется. Мы привыкли к открыткам с яркими цветочками и милыми зверюшками, но изначально на них были совершенно иные изображения.

От коронации до революции

Елена Курбатова, АиФ: - Когда появились первые открытки?

Арсен Мелитонян: - В 1869 г. в Австро-Венгрии была изобретена почтовая карточка для корреспонденции - post card, как её называют во всём мире. Когда в 1872-м она появилась в России, то стала открытым письмом – в отличие от закрытого, которое вкладывали в конверт.

Открытка возникла в достаточно непростой для Европы период и была связана, в том числе, и с военным конфликтом между Германией и Францией. И на первой иллюстрированной открытке были изображены артиллеристы. Главное её отличие - в простоте почтового сообщения: чтобы отправить кому-то весточку, не нужно искать бумагу, конверт, марку, и в краткости – писали только самое важное. Тогда же был принят общемировой стандарт открытки – 10х15 см, который оставался неизменным долгое время.

- Новый способ общения пришёлся по душе?

- В отличие от Европы в России эти карточки издавало государство – управление почты и телеграфа. В 1894 г. ограничение сняли, и право печатать открытки получили и частные лица. Сразу появилось множество желающих издавать почтовые карточки, ведь они имели большие рекламные возможности и были интересны с коммерческой точки зрения. Общие тиражи доходили до сотен миллионов экземпляров. Но открытки были настолько востребованы, что их не хватало, хотя печатались они и в России, и в Швеции, и в Германии.

В коллекциях встречаются открытки из различных стран.
В коллекциях встречаются открытки из различных стран. Фото: Предоставлено автором/ Сергей Шистарев

- А когда открытки стали предметом коллекционирования?

- Почти сразу же. Кто-то собирал виды городов, кто-то – репродукции живописных произведений, кто-то – поздравительные открытки (стоит отметить, что многие из них – фантастические работы выдающихся художников). Но обязательным условием для всех филокартистов стало одно: открытка должна пройти через почту.

- Многие изображения сегодня вызывают недоумение – как такое вообще могло появиться на открытках?

- Открытку можно смело назвать свидетелем эпохи. Не было ничего, что бы ни нашло отражения на почтовой карточке – от коронации до революции, от наводнений, ураганов, пожаров до боевых действий, от молебнов и визитов государя до манёвров русского флота. Не только практически все шедевры мировой культуры и все крупные города есть на открытках, но и множество небольших селений. С 1895 по 1917 год вся Россия была сфотографирована, причём выдающимися мастерами своего времени. Представляете объёмы этой работы? Сегодня практически любую тему можно проиллюстрировать с помощью открытки, включая, казалось бы, самые неподходящие – темы смерти, голода, разрухи, страданий. Мало кто знает, но в блокадном Ленинграде тоже издавались открытки. Открытка фиксировала всё. Она была и коммуникационным, и информационным средством, и очень персонифицированным, потому что люди оставляли на ней своё видение событий.

- Вы дали высокую оценку книге «Первая мировая война на старинной открытке» издательства «Крепостновъ». В чём же её особенность?

- Этот четырёхтомник – некий прорыв, потому что его цитируют сегодня крупнейшие учёные, исследователи Первой мировой войны, и в России, и за рубежом. Иллюстрации к книге стали полноценным источником информации по истории и культуре той эпохи. Без них невозможно представить себе ни ужасы войны, ни работу в тылу, ни те моменты, которые связаны с благотворительностью и милосердием. При работе над книгой было обработано около 60 тыс. открыток, из них 5,5 тыс. вошли в четырёхтомник. Представляете, какой это огромный труд!

Не в деньгах счастье

- Почему филокартия так популярна сегодня?

- У кого ещё, кроме филокартиста, есть возможность собрать в одном месте все произведения, хранящиеся в Третьяковской галерее, в Лувре, Эрмитаже? А ты можешь быть обладателем собственного музея. Кроме того, открытка - это прекрасный материал для изучения истории, культуры, искусства, для развития концентрации внимания.

- Коллекционировать открытки, наверное, дорогое удовольствие?

- Его могут позволить себе люди с различным уровнем достатка. Важно другое: оно формирует широкие горизонтальные связи. На только что прошедшем в Москве салоне «Старая бумага» мы встречались и со школьниками младших классов, которые собирают самые дешёвые открытки, и с крупными бизнесменами, в коллекциях которых - уникальные почтовые карточки, приобретённые на ведущих мировых аукционах.

Коллекционирование - возможность собрать свой небольшой музей.
Коллекционирование - возможность собрать свой небольшой музей. Фото: Предоставлено автором/ Сергей Шистарев

Среди коллекционеров - деятели культуры, учителя, политики, священники, военные... Но мы не говорим друг с другом о профессиональных вопросах, а общаемся на тему общего увлечения, вне зависимости от статуса и социального положения. Я не могу запросто прийти к чиновнику и банкиру на приём и попросить решить какой-то вопрос, находящийся в его компетенции. Зато как коллекционер могу позвонить другому коллекционеру и спросить, есть ли у него такая-то открытка, и может ли он предоставить её для публикации. Это уже другой уровень отношений.

- Если представить себе некую карту городов, где развит данный вид коллекционирования, какое место на ней занял бы Киров?

- В Вятке на рубеже XIX и XX веков существовали крупные издательства открыток. Благодаря им сохранился большой объём иллюстрированных почтовых карточек, на которых запечатлен губернский город того времени: изображения улиц, церквей, дворянских и купеческих особняков. Благодаря изображениям на открытках можно проследить, как развивались электрификация вашего края, судоходство, торговля, ремёсла, как менялись жизнь и быт.

А ещё у вас открылся удивительный, единственный в России, основанный на постоянной экспозиции музей «Вятка на старинной открытке». Это великолепное начинание Валерия Крепостнова. Пока раскрыта одна тема, но, я уверен, учитывая размеры коллекции, которой обладает издательский дом «Крепостновъ», и грандиозные планы Союза филокартистов, стоит рассчитывать на нечто большее. Уже сейчас на базе музея можно организовывать различные мероприятия и с детьми, и с взрослыми.

Она не исчезнет

- Вы много говорите о прошлом открытки, а есть ли у неё будущее? Ведь на фоне развития современных технологий люди используют её всё реже.

- Помните, говорили: появилось кино – не будет театра, появилось видео – перестанут ходить в кино? Открытка останется, но будет трансформироваться. И в стране и мире достаточно много издательств, которые выпускают открытки. Да, они другие, но они есть: на любой вкус и кошелёк, традиционной и необычной формы, разного качества – от авторских до китчевых.

Старая Вятка осталась на многочисленных открытках.
Старая Вятка осталась на многочисленных открытках. Фото: Предоставлено автором/ Сергей Шистарев

Безусловно, будущее открытки связано с рекламой. Это формат, к которому люди привыкли, потому что он понятен, удобен. И материал открытки гораздо качественнее, нежели у флаера.
Ещё одним современным течением можно считать пост-кроссинг. Вновь появилась мода посылать открытку из каждого города, где человек побывал, со словами «Привет из...»
Развивается мейл-арт, когда открытка издаётся малым тиражом или даже рисуется художником в единственном экземпляре, популярны виртуальные открытки. Безусловно, останется использование почтовых карточек для исследований и издания исторических книг.

- Через ваши руки прошли миллионы открыток. Остались ли ещё те, которые могут вас удивить?

- В отличие от марок, которые каталогизированы и учтены, открытки - это просто океан. До сих пор нахожу такие раритеты, которых никогда не видел. Ведь их издавали не только крупные российские и зарубежные издательства, но и торговые фирмы, магазины, фотоателье, где люди порой заказывали десяток или даже одну открытку. И лет через пятьдесят, сто они, возможно, попадут к какому-нибудь коллекционеру, который ещё больше удивится находке, чем современные филокартисты.

Досье

Арсен Мелитонян. Родился 6 сентября 1959 г. Член экспертного Совета по строительству, архитектуре и стройиндустрии Госдумы, член правления Союза литераторов России. Кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии Московского гуманитарного университета.

Обладатель одной из крупнейших в Москве коллекций открыток. Член Международной федерации художников, творческого Союза художников России, Союза московских архитекторов. Автор более 50 публикаций об архитектуре, искусстве, культуре.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах