Примерное время чтения: 6 минут
48

Сплетение корней. Мастер – об уникальном народном промысле

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 24. АиФ-Вятка 11/06/2025
Молодой умелец Евгений Соловьёв поделился секретами мастерства
Молодой умелец Евгений Соловьёв поделился секретами мастерства Коллаж АиФ

Вятские мастера испокон веков умели изготавливать красивые и необычные, уникальные и практичные изделия из самых разных материалов. Одно из интересных ремёсел региона – это плетение из соснового корня. На Вятке тех, кто умел создавать изделия из него, звали чарушечниками. Чаруша – это плетёная корзина без ручек, в которой пекли караваи. Раньше мастеров было очень много, сейчас уже гораздо меньше. Евгений Соловьёв начал заниматься этим промыслом ещё в школе. За десяток лет он получил немало наград и удостоился звания «Мастер народных художественных промыслов Кировской области». Также он обладатель золотой медали XIV молодёжных Дельфийских игр России. С талантливым умельцем побеседовал корреспондент сайта kirov.aif.ru.

Спорт или ремесло

 Марина Медведева, «АиФ-Вятка»: С чего началось увлечение?

Евгений Соловьёв: Я родом с севера Кировской области, из Подосиновского района. На периферии разнообразия занятий для школьников не было: все шли либо в спорт (футбол, волейбол), либо в Дом ремёсел. Каждый год во время Дня посёлка я, проходя мимо торговых рядов, обращал особое внимание на то, что сделано руками. В ярмарке участвовал и представлял работы своих мастеров и Подосиновский дом ремёсел. Мне очень нравились изделия из соснового корня. Они и выглядели красиво, и финансовых затрат на их изготовление не нужно: можно сходить в лес и заготовить материал самому. В сентябре начали открываться кружки, но записаться с первого раза у меня не получилось, так как ремесло было популярно. Знакомый мастер Фёдор Нагаев дал мне готовый материал, научил каким-то основам. Моим первым изделием была круглая чашечка. Тогда мне было примерно 13 лет. А на следующий год я всё-таки записался в кружок в Дом ремёсел.

Простые формы легче продаются. Фото: Из личного архива/ Евгений Соловьев

– Можно ли сказать, что это больше мужское ремесло?

– Девочки тоже в кружке были. Их обучение плетению шло даже лучше, так как они более усидчивые. Однако есть сложности в заготовке материала. Его нужно самому найти в лесу, выкопать. На заготовку корня выезжали и мастера, и молодёжь. 

Осень в сосновом бору

– Как происходит заготовка корня?

– Идеальные изделия из корня – белые, блестящие, без пятнышек и оранжевого цвета, без отлива. Чтобы получить материал такого качества, заготавливают его обычно перед заморозками. Для нашей местности – это период с конца сентября до конца октября. Мы выходим в сосновый бор, когда мох уже замерзает, снимаем его пласты, затем убираем грунт и достаём корень. Как только извлекли из земли – сразу же обрабатываем. Чистить полностью его не нужно, достаточно убрать лишние ответвления. Затем корень скручиваем. Всю зиму он хранится на улице.

– А он не портится на открытом воздухе?

– Нет, именно поэтому мы и выбираем для заготовки такой промежуток времени, чтобы максимально сохранить материал. Если собирать его летом, то до зимы он высохнет и его придётся размачивать в воде. А так как мы проводим сбор осенью, то корень замачиваем всего два раза: в первый раз сразу после сбора (опускаем в воду минут на десять), а второй – уже перед плетением. В этом случае изделие получится идеально белым. Чем дольше его замачиваешь, тем он желтее будет. Оттенок не совсем благородный получается. Если посмотреть изделия мастеров прошлого в музеях, то они сохраняют блеск, хоть и темнеют со временем.

Идеальная форма получится у того, кто умеет чувствовать изделие руками. Фото: Из личного архива/ Евгений Соловьев

– Собирать материал сложно. А трудно ли освоить плетение?

– Вот это как раз довольно несложно. В любом изделии – круглом, квадратном, прямоугольном – используется спиральное плетение. Как петельки во время вязания. Труднее научиться держать форму изделия. Мы всё делаем без шаблонов. Мастера, которые плетут из лозы, их используют. А мы всё делаем вручную. Нужно чувствовать изделие руками, тогда получится идеальная форма.

– Что вы плетёте чаще всего?

– Сейчас плету не так часто, так как это всё-таки не мой основной вид деятельности. Но я всегда предпочитал простые, традиционные формы: это чаруши, корзины, хлебницы. Для участия в выставке могу придумать какую-то необычную форму. Делал, например, черепашку, рыбку, но это все было просто ради интереса. Я всё-таки предпочитаю классику.

Передать умения

– А почему для вас важно соблюдать традиции?

– Авторские изделия, конечно, бывают интересными, но у них пропадает монументальность. И в интерьер их вписать сложно. Классические и понятные формы смотрятся красивее и вписываются в любую обстановку. Сложные изделия необычной формы сложнее продать. 

– Чтобы ремесло жило, у него должны быть продолжатели. Многие мастера, работающие в разных направлениях, говорят, что сложно привлечь молодёжь. В вашем ремесле ситуация похожа?

– Да, такая проблема существует. Если лет 15 назад, когда я учился в школе, была очередь в кружок плетения, сейчас такого уже нет. Многим молодым ребятам это неинтересно. Привлечь их сложно. Даже в моё время уже эффективно работала финансовая составляющая. Я научился ремеслу, преподавал, хотел что-то зарабатывать своими изделиями. Конечно, хотелось бы, чтобы ремесло жило, но, к сожалению, притока людей нет. Понимаю, что некоторых останавливает процесс заготовки. Например, когда преподавал, то именно после него не все возвращались на занятия. Но всё же, несмотря на некоторые трудности, материал прекрасный, изделия получаются очень красивыми. Так что это ремесло обязательно нужно сохранять. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах