Плетением из лозы на Вятке занимались ещё в давние времена. Предполагается, что промысел принесли сюда новгородские переселенцы в XII-XIV вв. Благодаря доступности материала плетение с годами обретало всё большую популярность и развивалось. Мастера, которые изготавливают изделия из красивого материала цвета солнца, есть и сейчас. Мастерица Елена Созина рассказала kirov.aif.ru об этом гибком и тёплом материале и о том, что порой любимое дело можно найти благодаря стечению обстоятельств и желанию развиваться и узнавать новое.
Мягкая и живая
Марина Медведева, «АиФ-Вятка»: Был ли у вас какой-то опыт рукоделия до того, как вы освоили лозоплетение?
Елена Созина: Любовь к творчеству идёт, наверное, из семьи. Мой папа был столяром, плотником. Любил работать с деревом. Мама любила шить, бабушка пряла, вязала, вышивала. И я всегда любила делать что-то своими руками: рисовала, шила, вязала. Конечно, в детстве я о плетении из лозы ничего не знала, освоила его уже здесь, на вятской земле. Родом я из Кунгура (Пермский край). Там я окончила автотранспортный техникум, и меня отправили сюда по распределению. Поработала по специальности год, но потом ушла. Когда осталась без работы, то встала на учёт в Центр занятости населения. Там мне предложили пойти на курсы плетения из лозы. Училась я полгода, потом ещё пару лет работала с очень хорошим мастером. И настолько меня плетение захватило, что ремесло осталось со мной на всю жизнь. Сейчас я уже сама обучаю ему взрослых и детей.

– Сложно ли было учиться?
– Сначала было тяжело и даже страшновато. Нам рассказали, что мы будем плести из прутьев, а я вообще не представляла, как это можно сделать. Но когда я взяла этот материал в руки, то меня сразу впечатлила его гибкость, пластичность, податливость. Лоза оказалась такой мягкой и живой, что стало понятно – из неё можно многое сделать. Если сперва я смотрела на работы мастеров, восхищалась ими, то позже смогла разрабатывать и создавать изделия сама. Путь, конечно, был небыстрый, но всё получилось. Предстояло освоить не только само плетение, но и тонкости заготовки материала. А тут есть свои особенности.
Собрать, очистить, сварить
– А как вы его заготавливаете, где берёте лозу?
– Свои изделия мы плетём из ивы, но подходит не всякая, а только кустовая. Хорошо то, что этот материал доступен, всегда есть. И чем больше режешь лозу, тем лучше она растёт. Срезал прут, на его месте на следующий год уже выросло три. К тому же ива – быстрорастущее дерево. Сложность в том, что не каждый прутик подойдёт. Лоза должна быть ровной, длинной и гибкой. Я проверяю, наматывая прутик на палец. Гнётся хорошо - значит, подходит. Нужны молодые побеги, у которых нет ответвлений. Раньше я находила материал в основном по берегам рек. В прошлом году мы посадили свою плантацию сортовой ивы, которая обладает лучшими свойствами и гибкостью. Каждый сорт используется для разных целей: один - для корзин, другой - для небольших изделий и т. д. Своя плантация позволяет следить за состоянием ивы, защищать от воздействия негативных погодных условий и вредителей, мы вовремя её пропалываем и поливаем, срезаем. К тому же можно срезать прутики даже зимой. В обычных условиях к кусту бывает сложно подойти. Заготавливают материал осенью, когда опадает листва. Прутики надо собрать, очистить, а потом сварить. Варка нужна, чтобы убрать кору. Затем прутики сушат и убирают на хранение. Много времени уходит на заготовку материала, а дальше уже идёт сам процесс плетения.

– Лозоплетение – один из традиционных промыслов Вятского края. Вас вдохновляют работы старых мастеров?
– Да, я вообще сторонница традиций в промысле. Порой, конечно, хочется сделать что-то своё, новое, но при этом я всегда опираюсь на опыт моих предшественников, на традиции: хожу в библиотеку, читаю книги, изучаю, как раньше плели разные изделия. На Вятке традиционно плели из цельного прута, этого придерживаюсь и я. Этому обучаю и своих учеников. Есть способ плетения из расщеплённого прута, когда из него получается лента, но его я применяю крайне редко.
– А почему для вас так важны традиции?
– Именно благодаря им можно узнать о наших предках, сохранить их опыт, знания и передать всё это дальше. Это рождает преемственность поколений.
Формы и фактуры
– Что можно изготовить из лозы? Какие предметы лично вам нравится плести?
– Из лозы можно сплести много предметов: сухарницы, фруктовницы, хлебницы, домики для кошек, вазы, абажуры, люльки для малышей и т. д. Я, наверное, сплела вообще всё, что можно, кроме мебели. Мебель я не плету, потому что там уже другая технология. Я всегда опираюсь на традиции, но при этом использую различные техники и материалы, чтобы подчеркнуть цвет, фактуру, форму изделия. Могу сочетать лозу и с другими природными материалами, например, с берестой, вставляя в изделия дополнительные элементы. Важно, что все мои изделия всегда утилитарны, то есть их всегда можно использовать в быту. Классические, традиционные формы и изделия вписываются в любой интерьер. И людям это нравится. Сейчас плетёные вещи актуальны, поэтому есть много заказов на изготовление самых разных предметов: от простых корзин до оригинальных изделий.

– То есть промысел востребован. А есть кому передавать мастерство? Охотно ли кировчане его осваивают?
– Да, люди тянутся к этому материалу. Я с удовольствием учу и взрослых, и детей. Сейчас провожу очень много мастер-классов в детских садах, в школах, музеях. Езжу с мастер-классами в летние лагеря, знакомлю подрастающее поколение с промыслом, рассказываю о плетении. Провожу занятия для взрослых. Есть и те, кто занимается уже не один год. Конечно, в нашем деле есть сложности, в особенности это касается заготовки материала. Не каждый пойдёт искать лозу, а затем её обрабатывать.
– Вы много лет плетёте из лозы. Что вас захватывает в этом промысле?
– Когда я училась на курсах, нас было 10 человек. И вот из них в промысле осталась только я. Он стал смыслом моей жизни, и приносит мне удовольствие от процесса. Занимаюсь плетением вот уже 25 лет и без моих прутиков себя не представляю. Благодаря промыслу я познакомилась с интересными людьми, побывала в разных городах. Думаю, сделала счастливее многих людей, приобщив их к творчеству. Для меня это тоже важно. Я даже написала небольшую книгу для тех, кто хочет освоить мастерство и создать свои первые изделия самостоятельно. Лозоплетение – творчество с большой душой. Оно учит терпимости и спокойствию, отвлекает от повседневных будней и добавляет ярких красок в нашу жизнь. Хочется, чтобы плетение из лозы стало добрым другом для всех, кто чувствует желание творить и создавать.