Аргументы и Факты
kirov.aif.ru
16+
Киров
Аргументы и Факты
kirov.aif.ru
16+
Киров
(обновлено )
Примерное время чтения: 8 минут
55

Плетёные чудеса. Почему лоза стала любимым материалом мастеров

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 36. АиФ-Вятка 03/09/2025
Традиции лозоплетения в Кировской области бережно хранят.
Традиции лозоплетения в Кировской области бережно хранят. ООО "Азимут"

Лоза — красивый и солнечный материал. Мастера так умело сплетают веточки, что диву даёшься, насколько он универсален и как много можно из него сделать. От каждого изделия веет теплом и домашним уютом. В широкой палитре народных промыслов России художественное плетение из лозы сегодня упоминается, к сожалению, крайне редко. А, между тем этот вид самобытного народного искусства когда-то был одним из самых распространённых. Его традиции бережно хранят в Кировской области. На вятской земле из лозы плетут очень давно. В позапрошлом веке слава мастеров гремела не только в России, но и за её пределами. Продолжатели промысла — увлечённые и искусные — в Кировской области есть и сейчас. Более того, небольшой Кирово-Чепецк считается столицей лозоплетения страны. О магии художественного плетения из лозы — в материале kirov.aif.ru.

Со времён египетских пирамид

Лозоплетение, наряду с керамикой, — одно из самых древних занятий человека. Исследователи любят приводить любопытный факт — при раскопках гробницы Тутанхамона археологи нашли два отлично сохранившихся плетёных стула.
На вятскую землю промысел пришёл, конечно, позже. Но он возник одновременно с заселением края. А помогла в этом сама природа. Географические, почвенные и климатические условия способствовали тому, что здесь растёт множество сортов ивы, подходящих для плетения. Например, ива трёхтычинковая, ива козья, ива чернеющая, ива пепельная, ива красная. И это большая удача. Дело в том, что в природе существует более тысячи разновидностей ивы, но далеко не все они пригодны для плетения.

С дикорастущей ивой работают вятские мастера и по сей день. Они хорошо знают и чувствуют особенности материала.

Фото: ООО "Азимут"

«Когда я подхожу к дереву, я уже понимаю, какая веточка куда пойдёт», — говорит заслуженный мастер народных художественных промыслов из Кирово-Чепецка Любовь Скрябина.

Так как климатические условия более суровые, чем на юге, то длина, гибкость прутиков отличаются. Из дикорастущего прута, говорят мастера, суперизящных, витиеватых, ажурных загибок не сделаешь. Форма и пластика самого материала и то, как мастера научились это использовать и применять, составляют уникальность и красоту местных изделий. Также используются многослойные плотные виды плетения, а отличительной особенностью стало сочетание материалов. Например, лозы с берестой.

Мастер художественных промыслов Кировской области Ирина Домнина говорит, что сочетать материалы тоже надо умеючи и с чувством меры. Соединять в одном изделии лучше два, максимум — три. Одного материала должно быть больше, чем другого.

«Эту грань надо почувствовать, это приходит со временем, — говорит мастер. — Мера должна быть и в росписи. Если включать этот элемент в изделие, то между узорами нужно оставлять свободное место, „воздух“».

От ремесла к искусству

Ирина Домнина и Любовь Скрябина живут и работают в Кирово-Чепецке, который давно стал центром плетения из лозы. В середине XIX века Усть-Чепца (так тогда называлась местность, где впоследствии возник город) был по местным меркам крупным торгово-промысловым центром. Здесь изготавливали самую разную продукцию, в том числе и из лозы или с её элементами: дорожные корзины, сумки для рыбы или ягод, ширмы, стулья, кресла, буфеты и многое другое. Развитие промыслов шло настолько бурно, что Вятская губерния стала лидером в этой сфере в европейской России. В 1892 году открылся Вятский губернский земский кустарный музей, склад кустарных изделий. Так как земледелие в регионе рискованное, климатические условия сложные, то вятское губернское земство развивало и поддерживало занятия крестьян, связанные с традиционными ремёслами.

Фото: ООО "Азимут"

Во всех уездах открыли земские школы, куда набирали ребят, и учили их ремёслам. Причём, уровень был очень высокий — простые крестьянские дети получали очень качественное, при том ещё и художественное, гуманитарное образование, изучали и рисунок, и композицию, и пропорции. Наверное, именно тогда простые, утилитарные ремесленные предметы приобретали более изысканный вид, а ремесло становилось художественным промыслом, приобретающим собственные стилевые особенности.

Ива дивная

Уже после образования Советского Союза, в 1922 года на базе художественно-промышленных мастерских открылся техникум. К концу 1930-х года в Кирове было до 3 тысяч кустарей, объединённых в 22 артели. Вятские промыслы, в том числе и плетение из лозы, развивались мощно, самобытно и разнообразно. К 1990 году корзиночный промысел стал визитной карточкой Кирово-Чепецка. Здесь производили многое: от небольших бытовых изделий до гарнитуров. Продукцию местных мастеров покупали не только в России, но и за границей: страны СНГ, Австрия, Турция, Франция. В 1996 году на Международном форуме в Брюсселе продукцию признали российским лидером на европейском рынке в этом виде изделий. Представляли её и на других международных выставках.

Фото: ООО "Азимут"

Сейчас в Кирово-Чепецке продолжают трудиться мастера, которые изготавливают уникальные, красивые и сложные изделия. Мастер Любовь Скрябина говорит, что плетение из ивового прута — занятие непростое, физически сложное. Но если любишь своё дело, то такой труд только в радость, от него не устаёшь.

Радостью от работы с этим солнечным материалом город щедро делится с другими. Вот уже пять лет в июле здесь проходит ежегодный Всероссийский фестиваль лозоплетения «Ива-Дивная», который собирает команду единомышленников и друзей. Сюда традиционно приезжают мастера со всей страны, география участников постоянно растёт.

Фото: ООО "Азимут"

В 2025 году в Кирово-Чепецк приехали 40 мастеров из 15 регионов России. Во время конкурса профессионального мастерства на специальной площадке фестиваля в режиме реального времени создаётся множество уникальных работ, прямо в присутствии зрителей и жюри. По окончании фестиваля конкурсные работы передаются в учреждения культуры города и области.

Одна из участниц фестиваля, Юлия Морозова из Санкт-Петербурга, говорит, что именно на фестивале перестала чувствовать себя «динозавром» в современном мире, смогла признать в себе мастера.

«Подобные опыты взаимодействия мастеров полезны для творческого, личного саморазвития и развития ремесла в целом, для вдохновения и наполнения энергией, чтобы творить и создавать», — сказала мастер после фестиваля.

Ещё один мастер, Евгений Груздков (село Приклон Владимирской области), добавил, что фестиваль показал, что Кирово-Чепецк — действительно настоящая столица лозоплетения России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах