Аргументы и Факты
kirov.aif.ru
16+
Киров
Аргументы и Факты
kirov.aif.ru
16+
Киров
Примерное время чтения: 10 минут
34

Чудеса в решете. Как рождаются удивительные изделия из бересты

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 39. АиФ-Вятка 24/09/2025
Ирине Домниной удалось «приручить» бересту
Ирине Домниной удалось «приручить» бересту / Елена Кувшинова / Из личного архива

Солнечная, тёплая, уютная: всё это можно сказать о бересте. Порой возникает обманчивое впечатление, что плетение из неё — не такое уж и сложное дело. Есть даже такое выражение — «простой как лапоть». Но на самом деле при работе с берестой нужны терпение и сноровка. И даже те самые лапти не так просты. Мастер Ирина Домнина говорит, что береста — удивительный материал. Она нашла с ним общий язык и создаёт удивительные вещи, бережно храня и развивая традиции вятских мастеров. Как ей это удаётся, узнал сайт kirov.aif.ru.

От лапоточков до колыбелей для куколок

Марина Медведева, «АиФ-Вятка»: ​ Берёз у нас много, но о свойствах бересты многие совсем ничего не знают. Чем уникален этот материал?

Ирина Домнина: Я бы сказала, что он своеобразный. Никогда не знаешь наперёд, какие свойства будут у того или иного пласта бересты. Лоза как материал более предсказуема: вы срезали прутики, рассортировали их по длине и диаметру, сварили, почистили, высушили. Когда нужно плести, взяли подходящий пучок, размочили его — и плетёте. А вот с берестой так не получится. Для плетения из бересты нужно выбирать те участки берёзовой коры, где нет наростов и неровностей. Выбранный пласт бересты должен хорошо расслаиваться. Угадать, как себя будет вести тот или иной кусочек, сразу нельзя. Поэтому сначала я беру кору берёзы, счищаю белый верхний слой и пытаюсь её расслоить. В зависимости от свойств этого пласта уже выбираю, для чего он может подойти: для крупной корзины, сухарницы, тарелочки или чего-то очень мелкого. Когда я плету, то стараюсь использовать весь материал. Даже если остался совсем маленький кусочек, то нахожу, где его применить. Например, можно сделать красивую розу или бусинку.

Фото: Из личного архивa/ Ирина Домнина

 А какие самые маленькие изделия вы делали?

— Берестяная миниатюра — это бусинки примерно 3-5 мм, маленькие корзиночки от 1 см в диаметре, пестери (заплечная корзина. — Авт.), лапти от 1,5 см в длину, очелья, колыбельки для кукол в народном стиле. Это, конечно, очень тонкая работа. Чем меньше изделие, тем дольше над ним трудишься. Для миниатюры нужно нарезать бересту на очень узкие полоски, я плела из берестяных лычек шириной всего 1 мм. А надо понимать: чем уже и тоньше материал, тем он легче рвётся. Для такой работы нужно, чтобы была очень хорошо развита мелкая моторика, иметь хорошее зрение и, самое главное, большое терпение. Большую корзину сплести проще, но и тут есть свои особенности. Нужно любить и бережно относиться к материалу, с которым работаешь. Тогда всё получится.

Уроки папы

— Думали ли вы, что когда-нибудь будете профессионально заниматься берестой?

— Этот материал мне знаком с детства. Я сама родом из Архангельской области. Мой папа по профессии токарь, он работал с металлом и деревом. А также он увлекался изготовлением изделий из бересты, например, плёл корзины разных размеров. Наша семья жила в деревне, и мы часто ходили в лес. Корзины были нужны для сбора ягод и грибов. Он сам заготавливал материал, мы вместе его обрабатывали.

— Он сам всему учился?

— Да, всё осваивал сам — учился по схемам, которые публиковали в советских журналах. Мы жили в большом деревенском доме, и там было очень много старинных предметов. Папа собрал и сохранил образцы плетёной утвари из лозы, бересты, соснового корня. При изготовлении своих изделий он смотрел, как сделаны старые вещи.

Фото: Из личного архивa/ Ирина Домнина

— А каким был ваш путь? Вы тоже учились всему сами?

— Ремесло плетения я осваивала постепенно. Начинала со школьных лет. Папа научил меня и моего брата основам работы с берестой. Затем я училась по книгам и журналам методом проб и ошибок. После окончания школы поступила в Кировский политехнический институт, получила специальность инженера-системотехника. Тогда мне были очень интересны такие предметы, как математика и информатика. ЭВМ тогда только появлялись, и меня захватило это направление. Но ко времени окончания вуза системы распределения на предприятия уже не было, и перспективы трудоустройства по специальности оказались туманными. А у меня как раз недавно родилась дочка. Кто бы меня взял на работу с грудным ребёнком сразу после института? Я окончила курсы росписи по дереву и потом устроилась на фабрику — начала расписывать ёлочные игрушки. А там как раз начали внедрять плетение из лозы. Мне предложили попробовать освоить эту специальность, и у меня получилось. Затем я работала в ООО «Азимут», где изготавливали изделия из лозы. И по сей день я работаю на этом предприятии. Я мастер народных художественных промыслов Кировской области, главный художник предприятия и член Ассоциации «Народные художественные промыслы и ремесла Вятки».

Источник вдохновения

— Какие материалы и техники могут сочетаться в одном изделии?

— Мне нравится сочетать бересту с сосновым корнем, лозу с берестой, лозу с элементами из дерева, которые может покрывать роспись (расписными могут быть донышко или крышка). Когда я плету из бересты, то люблю комбинировать два контрастных цвета в изделии. Бересту можно сочетать с металлическими бусинами. Есть ещё техники тиснения, выскабливания. Например, моя авторская работа «Рыба» сочетает в себе плетение, работу с пластовой берестой, сшивание, склеивание. При её изготовлении для окончательного декора я использовала пирографию (выжигание).

— Воспоминания детства вам помогают в творчестве?

— Да. Походы в лес и рыбалка! А ещё меня вдохновляет природа Русского Севера, старинные вещи, которые я когда-либо видела, мой родной Сольвычегодск — старинный город с богатой многовековой историей.

Фото: Из личного архивa/ Ирина Домнина

— В вашей семье кто-то ещё занимается плетением и вообще творчеством?

— Мой муж Владимир поддерживает меня в ремесле. При этом он и сам многому научился. Например, делать выворотные туеса (в них можно заливать любую жидкость и носить прямо за ручку на крышке). И, пожалуй, самая интересная вещь — это вятская берестяная трость. Раньше такие трости были очень популярны. На металлический стержень плотно насаживают кружки из бересты, спрессовывают, обрабатывают, придавая нужную форму, добавляют наконечник и точёную ручку. Муж воссоздал эту технику по описанию. Одна из тростей сейчас хранится в Культурно-просветительском центре «Вятская корзина» Кирово-Чепецка. Мои дочки тоже с детства интересовались творчеством. Старшая дочь Анна хорошо рисует, она пробовала плести из бересты, но ей больше нравится бисер и вязание. Она выбрала профессию переводчика и уже перевела более 15 книг. В декрете она освоила специальность программиста 1С, сдала экзамены и недавно начала сама преподавать. А младшая Алёна пошла по пути творчества. Училась по направлению «художественная обработка материалов», работает в Вятском монетном дворе, где освоила все операции. Она хорошо рисует, пишет прозу и стихи, учится плетению из бересты. Уже четыре раза она побеждала в областном конкурсе «Мастеровые Вятки» в номинации «Художественная обработка бересты».

— Продолжатели дела у вас есть. А как вы ещё передаёте свой опыт?

— Работая на предприятии народных художественных промыслов, я постоянно занимаюсь обучением основам ремесла лозоплетения и плетения из бересты. Проводила много мастер-классов по художественной обработке бересты на ярмарках и других мероприятиях. Сейчас я задумалась о том, что нужно как-то оформить свой опыт, и недавно издала книгу. Это 618 руководство, по которому можно научиться плетению из бересты. В нём есть и общая теория, и практика по изготовлению изделий, чтобы все знания можно было сразу применить на практике. Мне важно было написать так, чтобы всё было просто, понятно и интересно. А примеры изделий родились из практического опыта. Например, несколько лет назад мы проводили мастер-класс для иностранных студентов в Кировском политехническом университете по изготовлению браслета из бересты. Помню, что им очень понравилось. Пока писала руководство, для себя разложила свои знания по полочкам, ведь нюансов в нашей работе много. Планирую дополнить это издание или написать новую книгу, чтобы передать свой опыт всем, кому это будет интересно.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах