Увлечённые люди всегда заражают своим делом других, дают импульс развития целым направлениям и отраслям. В 1998 году мастерица Елена Кувшинова создала в Кирово-Чепецке предприятие по изготовлению плетёных изделий из лозы. Сейчас оно известно далеко за пределами региона. На предприятии работают высококлассные специалисты, из них пяти присвоено звание «Мастер народных художественных промыслов Кировской области». Елена Львовна в своё время освоила столярное дело, художественную роспись, точение, выжигание, выпиливание, резьбу, много лет преподаёт, создала культурно-просветительский центр «Вятская корзина». Она делает многое для того, чтобы лозоплетение развивалось и продолжало составлять славу вятского края. С удивительным мастером поговорил корреспондент сайта kirov.aif.ru.
Чёткие каноны
Марина Медведева, «АиФ-Вятка»: Вы в своё время приобрели очень много навыков. А чем вас так захватила лоза?
Елена Кувшинова: Я всегда много училась и работала. У меня несколько дипломов с отличием и огромное количество специальностей. В своё время я увлеклась деревообработкой, и это привело меня на предприятие «Абрис», где занимались изготовлением кресел-качалок из лозы. Надо сказать, что это были лучшие кресла, и они занимали призовые места, получали медали на международных выставках. Меня так заинтересовало это направление, что я пошла дальше. Мне стала интересна сфера народно-художественных промыслов. Я начала изучать их особенности и поняла, что большинство из нас решительно ничего об этом не знает. Это очень своеобразная отрасль материального производства, основанная на базовых элементах традиционной народной культуры. В ней важны чёткие каноны, нужно хорошо знать основы и следовать им. Эта сфера регулируется федеральным законом «О народных художественных промыслах» (ФЗ-7 от 1999 г.). Если ты пришёл работать в промысел и пытаешься сразу сделать что-то своё, то это будет неправильно. Сначала нужно освоить коллективное творческое наследие, научиться воспроизводить лучшие образцы. И только достигнув определённого уровня, уже можно позволить себе творческое варьирование.

— Промыслы — это больше про традиции или творчество?
— Я бы сказала, что это творчество с крепкой опорой на традиции. В своё время много споров вызвало решение включить народные художественные промыслы в стратегию развития креативных творческих индустрий. Вероятно, что это было сделано для сохранения нашего направления. Сейчас в стране осталось не более 80 подлинных организаций народных художественных промыслов, деятельность которых курируется Министерством промышленности и торговли РФ.
Отрасль настолько хрупка и мала, что много внимания уделяется её государственному администрированию. Добавление промыслов в список креативных индустрий было попыткой встряхнуть промыслы. Правительство рассчитывало на то, что в предложенных формах развития будут какие-то коллаборации с дизайнерами, появятся современные идеи. Что в итоге из этого получится, я не знаю. Время покажет. Скажу, что классические механизмы поддержки предпринимательства (кредиты, лизинг и т.п.) в нашем деле не работают — труд-то у нас ручной. Налоги, страховые вносы при этом мы платим на общих основаниях. В современной рыночной экономике промыслы — это всегда опекаемые блага, самостоятельно данный продукт просто не может быть конкурентным.
Тонкая грань
— Что вы считаете своей главной задачей?
— Когда говорят о промыслах, то используют слова «сохранение» и «возрождение». Я считаю, что сохранением должны заниматься музеи. Возрождением, наверное, — органы исполнительной власти. А мы, предприятия, носители этого промысла, мы должны заниматься актуализацией, делать продукцию понятной и нужной современному потребителю. Наша задача, и она очень сложная, пройти по этой тонкой-тонкой грани. С одной стороны, изготовить большое количество современных, качественных, нужных потребителю изделий, при этом сохранить и традиционную ручную технологию, и характерные элементы народного искусства, и высокий художественный уровень изделия, да ещё и умудриться продать его по доступной цене.

— Почему вы так любите лозу?
— Материал уникальный. При должной квалификации из него можно сделать очень много. Мы изготавливаем корзины (грибные, овощные, ягодные, пикниковые), их 400 видов; изделия для кухни; коляски и кроватки для кукол; колыбели для новорожденных; оборудование для кафе, баров, ресторанов; абажуры... Производим и интерьерные всевозможные ёмкости, причём такие замысловатые, что иной раз даже не знаешь, каким словом назвать изделие, которое в итоге получилось. Одна из главных особенностей вятского лозоплетения — это сочетание материалов. У нас всегда сочетали лозу с берестой, со столярной работой, с росписью, выжиганием. Наверное, именно это разнообразие форм и техник и спасло наш промысел в период, когда такие предприятия массово закрывались. В ту пору плетение пострадало сильнее всех, так как начали массово завозить плетёные из травянистых стеблей изделия из Китая, Индонезии и в целом Юго-Восточной Азии. Именно вот эти массовые плетёные изделия практически уничтожили в глазах российского потребителя ценность предметов из лозы.
Специальных работ, дающих комплексное изучение по этому виду промысла, в контексте его специфических художественных направлений, нет. В силу того, что плетёные предметы всегда активно использовались в обиходе человека, даже в музейных коллекциях сегодня очень мало сохранных экспонатов. Практически нет экспертов, аттестованных по этому виду народного искусства. Существующая практика работы оставшихся немногочисленных предприятий корзиночного промысла в России, в силу объективных экономических причин, не в полной мере обеспечивает преемственность художественного мастерства и сохранения стабильных творческих коллективов. Отсутствуют образовательные учреждения, осуществляющие профессиональную подготовку в данной отрасли. Поэтому помимо сугубо производственных задач, которые нам приходиться решать ежедневно, требуется ещё много усилий прилагать на просветительскую и публичную деятельность — объяснять, показывать, рассказывать.
— Насколько важно, чтобы промысел был утилитарным?
— Главной целью изделий художественных промыслов является именно использование по назначению. Например, когда вы идёте в магазин, то порой берёте овощи или фрукты из плетёных корзинок или ящиков. Это — тоже изделие промысла, только в современной интерпретации. Промысел — явление живое, и это всегда развитие. Меняется время, меняется среда, соответственно, меняется внешний вид, форма, варианты применения изделий. Если это происходит, тогда промысел живет.
Увлечь молодых
— Как у вас обстоят дела со сменой поколений мастеров? Приходят молодые?
— Кадровая проблема не только для нас, но и для всех предприятий художественных промыслов страны стоит остро, а в сфере лозоплетения ещё острее. Если вы зайдёте на сайт службы занятости Кирова или Кирово-Чепецка, то всегда найдёте вакансии мастера по изготовлению изделий из лозы. В учебных заведениях этому промыслу не учат. Поэтому у нас, как много лет назад, наставники обучают стажёров. Мы стараемся решать проблему и более системно. В прошлом году, совместно с вятским автомобильно-промышленным колледжем нам удалось запустить проект по двухгодичному обучению группы по специальности «Изготовитель художественных изделий из лозы». Мы обустроили помещение производственной мастерской, колледж сформировал набор группы, ребята учатся, и мы считаем это большим достижением.


— Насколько важно для Кирово-Чепецка и его жителей лозоплетение?
—У нас всегда есть люди, которые годами сдают сырьё — ивовый прут. Это исторически сложилось. За долгие годы появилась своя школа, методология, традиция. В итоге технология плетения корзиночных изделий признана объектом нематериального культурного наследия Кировской области. Когда к нам приезжают мастера из других регионов, то удивляются, как у нас выстроена работа. У них этот промысел существует в более самодеятельном формате, когда занимается либо один мастер, либо работает небольшая мастерская. У нас же работает предприятие: есть главный художник, все изделия обязательно проходят обсуждение художественного совета, затем его оценивают эксперты на региональном уровне при правительстве области, и они выносят заключение: да, это изделие действительно произведено в месте традиционного бытования промысла. Также мы отправляем изделия на обсуждение художественного экспертного совета при Министерстве промышленности и торговли РФ. Нам сложно представить, каким будет мир через 50 лет, но я точно знаю, что музеи останутся. И через полвека кто-то придёт посмотреть на те вещи, которые делали наши мастера. Наши изделия останутся в семьях. Поэтому нам важно сохранить традиции и показать высокий уровень мастерства.