145

«За» и «не против». Как кировские депутаты спорили о миллиарде на автобусы

Виктор Крутов / АиФ

Сегодня, 26 августа, депутаты Законодательного собрания Кировской области собрались на внеочередное пленарное заседание. Инициатором пленарки стал председатель регионального правительства Александр Чурин. Причина — необходимость внесения поправок в областной бюджет. Споров было много, но в итоге против поправок высказались лишь единицы. Почему?

На что потратятся?

Первым докладчиком стала министр финансов Кировской области Лариса Маковеева.

Лариса Александровна рассказала о предлагаемых бюджетных корректировках на 2021-й год и планах на 2022-й.

Объём доходов областного бюджета вырастет на 6,8 млрд рублей — до 74,6 млрд рублей. «Лишние» 5,5 млрд даст федеральная казна (из них 4,5 млрд — целевые средства, а 1 млрд — дополнительная дотация на сбалансированность бюджета). Именно об этом «нецелевом» миллиарде в итоге спорили больше всего, но пока говорим о прочих показателях.

Основная доля целевых средств уйдёт на дополнительные места в образовательных учреждениях: в ближайшие два года в Кирове должны построить 6 школ. Плюсом солидные суммы в 2021-22 годах уйдут на борьбу с «ковидом», реабилитацию пациентов, перенёсших коронавирусную инфекцию, зарплаты учителям, закупку техники для пожарных бригад. Корректировка на следующий сезон — 2,3 млрд рублей. Сумма доходов вырастет до 69,9 млрд рублей.

Содокладчиком Маковеевой был и.о. министра транспорта Юрий Шевелёв. Он говорил именно об «автобусном» миллиарде, точнее об 1 млрд 25 млн рублей. Деньги, как мы не раз писали в газетных выпусках «АиФ-Вятка», должны уйти на общественный транспорт, «безопасность пассажирских перевозок» и «улучшение качества обслуживания пассажиров».

Шевелёв, в отличие от пресс-службы правительства, не скрывал: деньги получит «КировПассажирАвтоТранс» (КПАТ) — компания, часть акций которой принадлежит правительству. По словам и.о. министра, у КПАТа сейчас есть 170 автобусов, их износ оценивают как минимум в 90%.

«Показатель близок к критическому, — заявил Шевелёв. — Требуется срочное обновление автопарка, ведь КПАТ обслуживает 60 социально значимых маршрутов. В случае принятия поправок будет закуплено 117 автобусов, на территории автопарка КПАТ откроют сервисный центр от производителя автобусов и газонаполнительную станцию для автобусов, работающих на газу».

Далее слова содокладчика стали расходиться с прежними заявлениями чиновников. Оказывается, районы получат лишь 24 автобуса. «Не возрастных, не старше 10 лет, в основном «малого» класса». Ещё 50 автобусов — самых разбитых — КПАТ попросту спишет. С учётом всех списаний и передач автопарк КПАТ вырастет на 43 единицы техники. При этом Шевелёв подчеркнул: ущемлять и «выдавливать» уже существующих перевозчиков из районов никто не собирается.

«Дороги у нас уже приведены в достаточно нормативное состояние, — подытожил Юрий Алексеевич. — А транспорт отстаёт на 5 лет, он остался в том периоде, когда мы начинали ремонтировать дороги».

Оппозиция против

«Есть одна поправка, которая вызывает сомнения, — заявил депутат Фёдор Сураев. — Это субсидия на закупку транспорта. Порядок предоставления субсидии утвердили и направили депутатам только вчера. Он предполагает единственного получателя — КПАТ. Понятно, что, получив новые автобусы, КПАТ какое-то время будет экономить на обслуживании транспорта, но понесёт расходы по амортизации. КПАТ убыточен — справится ли он с такими отчислениями? Не приведёт ли это к неплатежеспособности и банкротству?».

Сураев предложил выделить «автобусную» поправку и голосовать по ней отдельно. Но это было невозможно: законопроект внесён губернатором Васильевым как единый документ, голосовать можно только разом за все предложения.

«Нам предлагают поддержать КПАТ, но КПАТ сам должен хотеть «выжить», — высказался депутат Владимир Костин. — Автобусы возят пустые салоны – они выполняют социальную функцию и поэтому планово убыточны. Мы давно говорим, что нужно субсидировать перевозки. Хотя бы вернуть льготы пенсионерам и студентам. Почему не идём по этому пути?

Документы появились 10 дней назад, у нас было 3 дня на внесение правок и предложений. Но практика показывает, что правительство согласовывает такие правки до месяца. Нам снова вывернули руки: или принимайте бюджет в таком виде, или будете негодяями, которые не поддержали субсидии учителям и на борьбу с «ковидом».

Оппозиционеры считают, что миллиард на автобусы — дело слишком «жирное». Да, при новой технике выключится «пылесос», высасывающий деньги на ремонт автобусов и запчасти для них, но ведь его выключат не навсегда, а на несколько лет. Логичнее было бы поддержать перевозчиков субсидиями — и КПАТ, и районные автоколонны. Ведь некоторым нечего платить водителям и кондукторам, не говоря уже об обновлении автопарков. А им, по словам депутата Сергея Мамаева, в итоге передадут «автобусы старше Будённовской лошади».

Предложили принять законопроект по изменению бюджета в первом чтении, затем доработать его, внести поправки, и лишь затем принимать во втором чтении.

Но нет. За принятие законопроекта в окончательной редакции проголосовали 36 депутатов, 2 были против, 3 воздержались.

Итог — КПАТ получит миллиард.

Вопросы, оставшиеся без ответов

  • «Износ автопарка КПАТ порядка 95%. Почему областное предприятие довели до такого состояния?».
  • «Почему не рассмотрели вариант с лизингом автобусов? КПАТ работает с НДС, для бюджета это было бы неплохо».
  • «Кто в правительстве персонально отвечает за то, что роста тарифа на проезд не будет?».
  • «Кто уйдёт в отставку, если КПАТ обанкротится в течение пары лет?».

На все эти вопросы ответы докладчиков были краткими и не слишком ясными.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах