Президент Российской Федерации Владимир Путин призвал обновить парк общественного транспорта во всех городах страны. В Кировской области, судя по обращениям жителей, проблем в этой сфере немало.
Поездка вне закона
В Кирове прошло выездное совещание Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Особое внимание уделили пригородным маршрутам. Как раз в эти дни прозвучало сообщение о том, что с 1 сентября перестанут ходить автобусы из Кирова в Лебяжье. Эта новость стала холодным душем для всех жителей Лебяжского района, особенно для студентов кировских вузов, которые теперь не смогут добираться до областного центра на автобусах официальных перевозчиков. Это не единственная беда. Региональный Минтранс никак не может найти перевозчиков на межмуниципальные маршруты до Афанасьева, Даровского, Малмыжа, Мурашей, Уржума и Нолинска: желающих обслуживать их законно просто нет. А туда, где нет официалов, приходят нелегалы. С точки зрения налогов и гарантий безопасности поездок это, конечно, плохо. А по мнению рядовых пассажиров – хорошо.
«Если надо уехать, а в расписании нет нужных рейсов, нам что – по воздуху летать? – недоумевает Оксана Савельева. – Официалы рассказывают, что им невыгодно делать рейсы чаще. А о том, что на последнем рейсе полный автобус пассажиров, которые едут стоя, молчат! Пока не будет адекватного расписания с учётом пассажиропотока, спрос на услуги альтернативных перевозчиков не обнулится».
По мнению бывшего директора автотранспортного предприятия Дениса Пырлога, нелегалы уводят у официальных перевозчиков огромную долю выручки.
«Только вчера на автовокзале Кирова насчитал порядка 14 машин нелегальных перевозчиков, – объяснил Денис Пырлог. – На самом деле их больше: есть те, кто работает без лицензии на машинах до восьми мест и по так называемым заказным перевозкам».
Прокатимся на новом?
Сейчас в области действуют 379 маршрутов в том числе 6 – троллейбусных, 101 – городских автобусных, 265 – пригородных, 7 междугородних. Большинство транспортных средств – с солидным пробегом и требуют замены.
«За счёт областных субсидий в 2021 г. приобрели 117 автобусов, в которых есть кондиционеры, видеонаблюдение, ГЛОНАСС, – рассказал замминистра транспорта Кировской области Артём Драчков. – А в 2022 г. мы закупили 61 автобус большого класса».
Региону одобрили лимит почти в 500 млн руб. на приобретение ещё 78 автобусов. Их пустят в сёла и на межмуниципальные маршруты. Автопарк обновят в 35 муниципалитетах. А администрация Кирова уже подготовила заявку на участие в федеральном проекте на приобретение ещё 15 новых машин. Помимо этого, в Кирове в этом году установят пять новых остановочных павильонов, в следующем заменят ещё сто.
Проблемы кировского транспорта общие для всей России: износ техники, низкая рентабельность, недостаток финансирования, уменьшение числа пассажиров. Ситуация понемногу улучшается, но работы ещё много, считают эксперты.
«Проезжал по Кировской области недавно, посетил ряд районов, – рассказал председатель Общественного совета при федеральной службе по надзору в сфере транспорта Владимир Белозёров. – Трассы в хорошем состоянии, хорошая разметка. Видно, что этим занимаются серьёзно. Что касается обслуживания пассажиров, с этим бывают проблемы, но они не только регионального характера. Есть вопросы, где нам с вами вместе надо поработать».
Кстати
В этом году исполнится 80 лет с момента, как в Кирове открыли первый троллейбусный маршрут. По информации троллейбусного парка, каждый день для жителей столицы работает около 60 троллейбусов. За год все они наезжают до четырёх миллионов километров. Именно на кировских троллейбусах пассажиры совершают каждый год до 11 миллионов поездок.
Обновить городской электротранспорт планируют по федеральной программе Минтранса РФ и с помощью государственной транспортной лизинговой компании.