В ответе за себя. Женщина-следователь о своих буднях и издержках профессии

Елена Брунцвик - старший следователь следственного управления УМВД России по Кирову, майор юстиции, за плечами почти 10 лет службы. Прекрасно знает своё дело, тверда характером и целеустремлённа, но при этом остаётся любящей и заботливой женой и мамой.

   
   

В День работника следственных органов, который отмечается 6 апреля, Елена рассказала «АиФ-Вятка» о своей работе.

Первопроходец

Юлия Ивакина, «АиФ-Вятка»: Елена Владимировна, как вы пришли в профессию?

Елена Брунцвик: В детстве я вообще мечтала работать в ОМОНе, и, окончив школу, поступила на юридический факультет вуза. Когда встал выбор специализации, почему-то потянуло изучать уголовное право. Раньше никто из родственников в милиции не работал. Получается, я в какой-то степени первопроходец. Есть, конечно, определённые сложности, но пока работаю и ни о чём не жалею.

- Без чего работа следователя невозможна?

- Главное - найти подход к каждому человеку: будь то обвиняемый, потерпевший или свидетель. С кем-то надо держать себя построже, другим, напротив, посочувствовать, чтобы они раскрылись.

- Получается, вы должны быть психологом?
- Без этого никак. В нашем деле важны терпение и настойчивость, особенно, если подозреваемый пытается увильнуть от ответственности. С такими людьми стараюсь не миндальничать, а если доказательства налицо, пытаюсь объяснить, что врать бесполезно.

   
   

Не плачу без причины

- Работая следователем, вряд ли можно «распускать нюни»?

- Конечно, профессия накладывает определённый отпечаток. В чём-то я стала жёстче: вряд ли смогу расплакаться от каких-то нежностей… К сожалению, это сказывается и на детях: я строгая мама.

Наша работа связана с потоком однообразных дел. По-человечески всех жаль - и потерпевших, и свидетелей, стараешься войти в их положение, но всё равно со временем характер становится жёстче. При всём желании уделить максимум внимания каждому не получается.

Следователь - работа для сильных прежде всего духом. Фото: Из личного архива

- Сколько уголовных дел бывает одновременно на вашем столе?

- Когда только начинала работать, у меня на руках было по 4-5 дел, сейчас - до 20. На расследование некоторых уходит до полугода, а то и больше. Я специализируюсь на очевидных преступлениях, где есть обвиняемый или подозреваемый. Есть график сдачи уголовных дел, стараюсь в него укладываться.

- Раскрытие дела - повод для гордости?

- Скорее, для самоудовлетворения. Когда понимаешь, что работала не на «корзину» и есть результат: виновный получил по заслугам, а потерпевшему возмещён ущерб.

- Случались в вашей практике ошибки?

- Невиновные в суд не попадали. Да, бывает, мы прекращаем дело на стадии расследования, когда понимаем: преступление совершено другим человеком, или кто-то взял на себя чужую вину.

«Украл, выпил - в тюрьму»

- Нынешние преступники умнее и хитрее «предшественников»?

- В принципе, особых изменений нет. Большинство преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения, по классической схеме: «украл, выпил - в тюрьму». Но чаще стала сталкиваться с мошенничествами, где много эпизодов: преступники заранее продумывают схему обмана людей.
«Я не разгружаю вагоны, но устаю морально».

- Всегда удаётся вывести преступника на чистую воду?

- В основном, да. Когда виновных удаётся «загнать в угол», под тяжестью доказательств они понимают, что деваться им некуда и признают в суде свою вину.

- Кто, судя по вашему опыту, больше склонен к совершению преступлений?

- Чаще преступления стали совершать несовершеннолетние, а также люди среднего возраста, опять же, находясь в нетрезвом виде. Хотя преступником может оказаться кто угодно, например, бизнесмен, на которого напали на парковке, а он в целях самозащиты нанёс кому-то неумышленный вред.

- Часто ли подростки встают на путь исправления после содеянного?

- Порой они не осознают всей серьёзности совершённого деяния и нередко идут на преступление повторно. Часто открыто заявляют: «Я не боюсь, меня не посадят», а в итоге снова оказываются за решёткой. Зачастую это ребята из неблагополучных семей, предоставленные сами себе, подверженные влиянию улицы и дурных компаний.

Некоторые совершают преступления ради самоутверждения в кругу друзей, на спор и т. д. Такие, как правило, повторно не попадаются.

Фото: АиФ

- В вашей практике часто встречаются одни и те же персонажи?

- Бывает. Недавно заканчивала дело, участником которого был человек, с которым я сталкиваюсь, наверное, уже в третий раз. Такие случаи не редкость.

- За совершение каких преступлений, на ваш взгляд, стоило бы ужесточить наказание?

- В отношении тех, кто совершает особо тяжкие преступления, изнасилования, склонен к педофилии.

Тут вам не кино!

- Фильмы про следователей смотрите?

- Случалось видеть. В них не всегда показывают правду. Был, например, сериал про Глухарёва. Как у него всё быстро и легко получается: поговорил с человеком и сразу раскрыл преступление! К тому же существует чёткое разграничение обязанностей: следователь занимается одним, оперативник - другим. А Глухарёв соединил в себе и того, и другого.

Часто люди думают: «Она следователь, сидит себе в кабинете, бумажки перекладывает и получает большую зарплату». Поверьте, это не так! Конечно, я не разгружаю вагоны, но очень устаю морально. Люди, не готовые к подобным нагрузкам, надолго здесь не задерживаются.

- Не хотелось всё бросить?

- Несколько раз в моей жизни были такие моменты. Но когда подходило время отпуска, как-то плавно выходила из этого состояния. Возвращаешься на работу отдохнувшая, с другими мыслями и желанием поработать ещё. И оно не угасает уже несколько лет.

Гордость за маму

- Не хочется подняться выше по карьерной лестнице?

- В принципе, реально, допустим, занять должность начальника отделения, но у меня такого стремления нет. Да и по характеру я не руководитель, а обычный следователь.

- Ваши дети понимают, чем вы занимаетесь?

- Они пока малы и не думают об этом, но пару раз были у меня на работе, а потом с восторгом рассказывали в детском саду, что их мама - полицейский.

Пусть дети пока не всё понимают, но гордость за меня у них определённо есть.

- А вы хотели бы видеть их на службе в полиции?

- Когда они вырастут, то сами примут решение о выборе профессии. В любом случае я их поддержу.

- Как обычно отдыхаете?

- Порой приходится работать и в выходные, и по вечерам. Отдых для меня - время, проведённое с детьми. В выходные гуляем, играем, ходим в детские развлекательные центры. Это эмоциональная разгрузка, когда можно позабыть об уголовных делах, сроках и обо всём остальном.

- Что пожелаете коллегам в преддверии профессионального праздника?

- Больше свободного времени на личную жизнь, меньше работы, терпения, спокойствия и здоровья. Остального мы добьёмся сами.