Удобство от носка до пятки. История современного мастера по коже

Александр Керов / Из личного архива

Александр Керов – модельер и дизайнер. Но в российском Налоговом кодексе патенты на подобную деятельность не предусмотрены, поэтому числится он мастером по ремонту и чистке обуви. Чем, кстати, никогда не занимался.

   
   

Это – судьба

Мастерская Александра – крохотный, по сути, закуток в подвале, куда он въехал 7 лет назад. Зато на арендной плате можно сэкономить, поясняет Керов. Впрочем, всё, что нужно ему для работы, умещается на небольшой площади каким-то немыслимым образом: инструменты, эскизы, готовые изделия, которые должны «выстояться» перед тем, как попасть к хозяину, обувные колодки, ножная швейная машинка, расходные материалы, сувениры, музыкальные диски.

Кругом типичный творческий беспорядок, разобраться в котором под силу только самому мастеру. Есть даже несколько картин – в своё время Керов окончил Кировское художественное училище им. Рылова. Больше всего его привлекала не живопись, а композиция, потому один из преподавателей, по совместительству работавший на обувной фабрике в Кирове, заприметил талантливого студента и «вёл» его до самого окончания учебного заведения.

Самое главное – почувствовать кожу, определить, какая подходит именно для этой модели.

«Это стечение обстоятельств, а может быть, и судьба, - говорит Александр Керов, - но ничего менять в своей жизни я бы не стал».

Теории скорняжного дела он учился у итальянцев: молодого специалиста отправляли за границу на мастер-классы от обувной фабрики.

Сегодня за плечами Александра большое количество созданных им моделей. Фото: Из личного архива/ Александр Керов

При ней был экспериментальный цех, где стояли образцы обуви, разрабатываемые художником-модельером Керовым. Кое-что из его работ – самое простое - всё-таки попадало на производство. Обуви тогда выпускали много, красотой и изяществом не заморачивались.

   
   

«В 90-е годы у меня был цех, где мы выпускали очень приличные вещи. Собралась хорошая молодёжная команда, полёт фантазии был ничем не ограничен, и всё расходилось на ура», - делится мастер.

Ну а потом Александр как-то плавно перешёл на следующую ступень: «Сейчас я делаю красивую обувь в единственном экземпляре».

Секретов не осталось

Кстати, процесс изготовления начинается вовсе не с эскиза, а с подборки материала верха и подкладки, подошвы, фурнитуры.

«Самое главное – почувствовать кожу, определить, какая подходит именно для этой модели. А ещё – найти те линии, которые нужны, чтобы образ обуви сложился. Остальное – дело техники. Наверное, секретов для меня уже не осталось, - признаётся Александр Керов. - Думаю, могу сделать любую модель. Есть такой итальянский дизайнерский дом «Артиоли», у них очень дорогая обувь ручной работы. Они шьют мужские полуботинки без швов. Меня это зацепило, и одну пару в качестве эксперимента я изготовил, хотя процесс весьма трудоёмкий».

Большинство заказчиков Александра – кировчане, хотя есть клиенты из Москвы, Питера, других городов. Сложность в том, что для макета необходим точный обмер ноги, а сделать его может не каждый. Только на размер ориентироваться нельзя. При одном и том же размере стопа бывает и широкой, и узкой, у кого-то проблемы с подъёмом и так называемой «косточкой». Есть и те, кто просто не может найти обувь в магазине, например, девушка с 43-м размером ноги.

Итальянцы диктуют всё: дизайн, колодки, подошвы, фурнитуру. В плане изготовления обуви они впереди планеты всей.

Как правило, появившись в подвальчике хотя бы раз, люди возвращаются снова. А на полках их уже ждут колодки, подписанные именами заказчиков.

«Вчера позвонила клиентка, которой недавно делал пару: «Саша, я весь день проходила в туфлях, вечером сняла, а у меня нога не болит. Буду заказывать ещё». Такие слова и есть лучшая для меня благодарность», - говорит Керов.

Эта сумка изготовлена вместе с дизайнером Марией Ситниковой. Фото: Из личного архива/ Александр Керов

Дорого, но мило

В среднем цена на обувь Александра начинается от 10 тысяч рублей. Работа требует терпения (в среднем пара делается три недели), острого взгляда, ведь детали приходится вымерять до миллиметра, скрупулёзности в их подгонке.

«Материалы я заказываю, но не вслепую – мне надо всё пощупать. Курьер доставляет образцы, я выбираю. Очень часто качество не устраивает. Беру, кстати, не только импортные, но и отечественные кожи, например, ярославского и казанского производства».

Про Александра нельзя сказать, что он сапожник без сапог: обувь для себя тоже изготавливает сам. Обувные магазины не посещает вообще, а с их ассортиментом знакомится на улице: если другие разглядывают одежду прохожих, то Керов обращает внимание на то, во что они обуты.

Большинство клиентов Александра – представители сильного пола, и сам тяготеет к мужской классике, которая всегда актуальна. Женские модели, по его мнению, скучны, а женская мода слишком капризна и быстро меняется.

«Информация о новых тенденциях ко мне приходит из Милана, где представляют направления моды на 2-3 года вперёд, - поясняет Керов. - Одна из моих однокурсниц работает на кировской обувной фабрике и постоянно бывает в Италии. Итальянцы диктуют всё: дизайн, колодки, подошвы, фурнитуру. В плане изготовления обуви они впереди планеты всей».

Не было такого, чтобы я приходил в свою мастерскую без желания.

По словам мастера, заказчики в своём выборе консервативны и фантазийные модели заказывают редко. У молодёжи другая позиция: поносили один сезон и выбросили.

«А меня учили делать хорошую обувь – добротную и красивую. Чтобы заказчик не пришёл через полгода с претензиями», - добавляет мастер.

Александр делал историческую обувь и для местного театра. Фото: Из личного архива/ Александр Керов

О качестве обуви Керова говорит такой факт: один из клиентов уже 15 лет носит изготовленные им «казаки», только набойки приходится менять.

Образ жизни

Александр делает сумки, портмоне, папки, портфели, сувениры.

«Люблю историческую обувь, причём делаю её такой, какая она должна быть – в полном соответствии эпохе и стилю. Раньше сотрудничал с местными театрами, но сейчас у них денег на такую роскошь нет».

Отметился Керов и в мире высокой моды: вместе с молодым дизайнером Марией Ситниковой изготовил две коллекции женской обуви – «Капли перламутра» и «Ветер пустыни». Первая взяла Гран-при на престижной выставке в Москве. Вторая, несмотря на то, что была очень достойной и более интересной по оформлению – с использованием керамики и дерева, - получила только диплом финалистки. Посчитали, что слишком шикарно награждать девушку дважды.

«Я работаю до 9 вечера, - делится Александр, - это же моя мастерская. Особенно нравится приходить сюда в выходные: тишина, никого нет, включил любимую музыку – и вперёд. Не было такого, чтобы я приходил сюда без желания. Для меня это не только бизнес – это стиль жизни, любимое дело, один из видов счастья».