Неистовые урбанисты. Киров ждут глобальные перемены?

Алексей Костин / Предоставлено автором

Алексей Александрович рассказал о том, чем может быть полезен мировой и столичный опыт для Кирова.

   
   

Уже в октябре Вятка также будет принимать урбанистический форум. Разумеется, до масштабов и размаха столицы нам пока далеко, вместе с тем мероприятие обещает внести в жизнь города значительные перемены, которые коснутся, прежде всего, городского благоустройства.

Фото: Предоставлено автором/ Из личного архива Алексея Костина

Много смысла одним словом

- Алексей Александрович, давайте для начала обозначим, что такое «урбанистика» и зачем она нужна?

- Это всеобъемлющее направление, и прикладное в том числе, которое направлено на преобразование городов, на создание комфортной городской среды. Явление для России относительно новое и объединяет много других научных направлений. Форум показал, что в урбанистике востребованы архитекторы, градостроители, помимо этого экономисты, социологи, юристы, экологи, биологи, дизайнеры, культурологи. Здесь объединяются представители самых разных профессий. Форум даёт возможность специалистам пообщаться и обменяться опытом, рассказать о своих наработках.

- Урбанистический форум проводится не первый год. Что там обсуждалось?

- Это восьмой урбанистический форум, его инициатором стал мэр Москвы Сергей Собянин, который задумывается о преобразовании города. Если посмотреть динамику тем урбанфорумов, то первые были посвящены изучению опыта других стран мира, разработке стратегии. Третий, четвёртый, пятый форумы - первым наработкам, преобразованиям внутри Москвы: анализ того, что получается и не получается. Сейчас, на восьмом урбанистическом форуме чувствуется, что это отчёт. Действительно, сделано очень много. Впервые сам побывал в Москве в 90-х и то, что я вижу там сейчас колоссально отличается от прошлых лет. Мне удалось пообщаться с представителями правительства Москвы, которые рассказали что преобразуется в столице. На форум были приглашены и «отцы урбанистики» Брюс Кац, Ричард Флорида — они всегда задавали темп в этой сфере. Они отметили, как быстро меняется Москва, как она становится действительно комфортным мегаполисом, одним из самых удобных в мире.

- Что из себя представляет мероприятие?

   
   

- Форум проходил в течение недели. Надо разделять фестивальную площадку, которая была в парке «Зарядье», туда могли попасть все желающие, посмотреть интервью, пообщаться со спикерами. Я был на деловой программе, где было обсуждение современных мировых тенденций. Тон задавал Ричард Флорида, который презентовал новую книгу «Кризис новых мегаполисов», речь идёт о мировых трендах, процессов урбанизации, которые в последнее время идут стремительными темпами. Особенно это касается южной части земного шара, где население мегаполисов постоянно растёт и это вызывает определённые проблемы. Не все в больших городах могут найти работу, возникают различные социальные «болячки».

Были вопросы, которые касаются и других городов, которые не являются мегаполисами, в частности, региональных центров, где процесс урбанизации неизбежен: из Кирова молодёжь уезжает в более крупные города — Москву, Петербург, Казань или Нижний Новгород. В то же время наблюдается неизбежная тенденция оттока людей из районов в Киров. Население из деревень будет стекаться в город.

-Вам удалось пообщаться с кем-то из выступающих?

- Было приятно пообщаться с Натальей Фишман, которую мы ждём в качестве участника и кировского урбанистического форума. Она работает в Казани. Её выступление было посвящёно именно проблемам региональных городов. Мне было приятно слушать представителей Масачусетского и Лёвинского университетов, они являются для нас образцом. Мы стремимся использовать их опыт. Они рассказывали о роли учёных, университета в развитии мегаполиса, какие можно проводить разработки.

- Москва за последние годы значительно преобразилась, но мы все прекрасно понимаем, что финансирование столицы отличается от регионов. Как быть без «московских» денег?

- Преобразовывать пространства в регионах вполне реально. Замечу, что среди спикеров были и представители различных фондов, конкурсов и программ, в том числе, формирования «Комфортной городской среды», которые подчеркивали низкое качество заявок, которые присылают регионы. Говорили о конкурсе малых городов и исторических поселений. Поэтому общий вывод такой: деньги есть, они выделяются на конкурсной основе. Другой разговор — надо уметь их выиграть. Здесь ситуация такова: чтобы подготовить хорошую заявку, требуется привлечь немалое количество специалистов, как правило, дорогостоящих. Получается, что победители изначально «вложились» в эту заявку, в том числе и деньгами. Они чётко продумывают инвестиции, также привлекают к преобразованию партнёров. Здесь необходим комплексный подход, который предполагает привлечение разных инвесторов: федеральных, муниципальных средств и желательно привлекать застройщика. В качестве примера можно привести опыт Москвы, где застройщик не просто строит дом, а вместе с ним возводит пространство для времяпровождения и отдыха, которая включает в себя обустройство детской площадки для детей разного возраста, спортивной и зелёной зоны, парковки. Когда человек покупает квартиру, то он покупает не только квадратные метры, но и то пространство, в котором он хочет жить.

=Автобус удобнее машины?

- Что из позитивного мы можем перенять у мегаполисов?

- Для меня, как для водителя, было неожиданным узнать, что от машины лучше всего отказаться. Допустим, в Москве гораздо быстрее и удобнее добираться на метро, автобусе, городской электричке, а не на машине. Почему нужно отказываться от своего транспорта это позволяет избавится от проблемы пробок. Люди не просто отказываются от автомобиля, а пересаживаются на очень комфортный транспорт. Теперь у жителей окраин, которые живут за пределами МКАДа, есть возможность быстро и удобно добраться до центра.

Почему бы не развить тему с городским транспортом и электричками и в Кирове? Думаю, каждый житель областного центра прекрасно знает, как проблематично добраться утром из спального района в центр, проехав мосты на Воровского, Московской или Щорса, и вечером совершить обратный вояж из центра на окраину.

Еще одна проблема — отсутствие парковок. Зачастую передвигаясь по городу мы просто не знаем, куда «приткнуть» свою машину. Поэтому решение московских властей по пересаживанию жителей на общественный транспорт. Каждый в курсе знает, когда, какой транспорт приедет, каким образом можно пересесть, допустим, с электрички на автобус. Никто не ждёт транспорт по полчаса. Более того, на остановках люди могут подзарядить планшет или телефон, там ест качественный бесплатный Wi-Fi. Освободившееся место, которое ранее предназначалось для автомобилей преобразуют в рекреационные зоны: скверы, площадки для занятий спортом или места для семейного отдыха. Думаю, что у нас это всё можно также реализовать. Например, с 1 августа начала курсировать городская электричка в Нововятск. Такую же электричку можно запустить и до района Лепсе. Необходимо «захватить» и Кирово-Чепецк и Слободской — создать единую агломерацию.

=Перемены будут, но не скоро

- Алексей Александрович, мы много говорим о московском опыте, вместе с тем совсем скоро урбанистический форум пройдёт и в Кирове. Чего ждать нам от этого мероприятия?

- Хочу предостеречь, что быстрых результатов, скорее всего, не будет - по мановению волшебной палочки ничего не может произойти. Напомню, что первые урбанистические форумы Москвы тоже не сразу дали какие-то ощутимые сдвиги. Лишь по прошествии семи лет стали происходить изменения. У нас в городе первый форум станет возможностью ознакомиться с этим форматом и присмотреться к опыту, который можно реализовать. На мой взгляд, реальные плоды мы получим на седьмом или восьмом форуме. Не секрет, что основным идеологом стал глава администрации Илья Шульгин, надеюсь, он будет последовательным и мы сможем приблизится к тем успехам, которые удалось достичь в Москве. Надеюсь, что в скором времени изменится система общественного транспорта, подход к формированию рекреационных зон, хотелось бы, чтобы у нас появились, какие-то творческие кварталы для мастеров, художников. Необходимо менять отношение к нашему городу. Благо, что сейчас появляется всё больше людей, которые готовы на перемены.

- Кто будет в числе организаторов нашего форума?

- Инициативные граждане, авторы проекта «Киров меняется». Надеюсь, что на форуме будут хорошие спикеры, застройщики, бизнесмены. Хотелось бы, чтобы это была площадка не просто для обмена мнениями, но и давала возможность для сотрудничества.

Досье

Алексей Костин. Родился 17 марта 1977 года. В 1999 окончил ВГПУ по специальности «История», квалификация «Учитель истории и социально-политических дисциплин». 1999-2010 гг.- работал ассистентом, старшим преподавателем, доцентом кафедры всеобщей истории в ВятГГУ.

2010-2016- работал заведующим кафедрой всеобщей истории и политических наук в ВятГГУ.

2014- Окончил магистратуру ЯрГУ им. П.Г. Демидова, по направлению подготовки «Политология». С 2016 занимает должность директора Института гуманитарных и социальных наук ВятГУ.

Автор более 80 публикаций по истории международных отношений и политики США на Балканах.