Старикам тут не место. В девятиэтажке четвёртый месяц не работает лифт

Между этажами люди поставили стулья, на которых можно перевести дух. © / Народный фронт

Ходить по лестнице полезно – так говорят все тренеры. Но только не в том случае, когда тебе 65, а ты живёшь на девятом этаже. А большинство жильцов дома № 36 по ул. Чапаева в Кирове как раз пенсионного возраста. Без лифта они остались три месяца назад. Кто-то теперь выходит на улицу раз в несколько дней, а кому-то и вовсе пришлось снять квартиры на нижних этажах. 

   
   

Наперекор одышке

Дом и сам уже немолодой – 1985 года постройки. Четыре года назад жильцы наконец дождались капремонта, во всех четырёх подъездах заменили и лифты. К слову, расходы на это составили 6 млн руб. Если верить заводской табличке, безбедно пользоваться этим лифтом жители четвёртого подъезда могут ещё больше двух десятков лет: дата ввода в эксплуатацию – январь 2020 г., гарантийный срок службы – 25 лет. Но производитель солгал. Его аппарат прослужил лишь два года. А потом поездки в лифте стали напоминать экстремальный аттракцион: движение сопровождал странный шум, который с каждым днём всё усиливался.

Специалисты выявили серьёзный дефект на канатоведущем шкиве. Так как оборудование гарантийное, фонд капремонта обязал подрядчика устранить дефект. Но тот ничего не сделал. И в середине июня лифт отключили.

«В нашем подъезде много пожилых людей и инвалидов, – объясняет инвалид II группы 76-летний Василий Смышляев. – Теперь из дома они выходят не каждый день. Мы сняли квартиру на первом этаже, потому что у жены больные ноги. Наша квартира на восьмом этаже».

В этом же подъезде живёт инвалид I группы Надежда Потапова. У неё серьёзный перелом, из-за которого она не встаёт с кровати. Ей 90, за ней ухаживает сын, тоже пенсионер.

«Каждый подъём до квартиры – испытание, – признаётся мужчина. – А выходить нужно часто: то за лекарствами, то за продуктами. Пока дойду, несколько раз отдыхаю: сердце сильно бьётся. Постою, одышка пройдёт – и дальше иду. Но больше всего боюсь, что матери станет хуже, а врачи не захотят пешком подниматься».

Непотопляемая «Высота»

Жильцы обращались с жалобами в Фонд капремонта и в администрацию. Без результата. И тогда позвали на помощь активистов Народного фронта. Его эксперты выяснили: подрядчиком в этом доме была компания «Высота-43». Тот самый якорный резидент промпарка в Вятских Полянах, которого в 2020 г. исключили из реестра добросовестных подрядчиков, потому что жильцы многоэтажек, к которым тот приложил руку, страдали из-за некачественных работ и срыва сроков замены лифтов. После «свежего» скандала на ул. Чапаева региональное Министерство ЖКХ снова пообещало исключить «Высоту-43» из реестра добросовестных подрядчиков.

   
   

«Как можно исключить того, кто уже был исключён? – негодуют общественники. – Оказывается, контору исключили из реестра в июне 2020 г., а в сентябре того же года снова внесли! Причём «Высота-43» может претендовать на заключение договоров на общую сумму до 500 млн руб.!»

Тем временем, чтобы обязать Фонд капитального ремонта устранить дефект лифтового оборудования, управляющая компания подала иск в Арбитражный суд. Однако судебный процесс – дело не столь быстрое. Жильцам как жить без лифта?

«Нам непонятна позиция фонда, – объясняют активисты Народного фронта. – Вместо того чтобы судиться, можно было для выполнения работ привлечь другого исполнителя, а уже потом разбираться с подрядчиком, который не исполнил предписание в срок».

Народный фронт направил обращение в прокуратуру. А Фонд капитального ремонта объяснил жильцам свою позицию: «В настоящее время фонд готовит повторное требование в адрес подрядной организации «Высота-43». В случае её отказа привлекут третье лицо для проведения гарантийных работ».

К счастью, такой ответ не устроил не только жильцов, но и вышестоящие инстанции.

«Министерство энергетики и ЖКХ поручило Фонду провести ремонт лифта за свой счёт. Основания для расходования средств Фонда в данном случае есть. Сделать ремонт должны в кратчайшие сроки. После чего к «Высоте 43» предъявят регрессивный иск», – прокомментировали в ведомстве.